инстанции психики отказываются ее понимать. Возникает нерешаемый когнитивный конфликт между необходимостью понять стимул и невозможностью сделать это. Как правило, решение такого конфликта заканчивается реакцией избегания, иммобилизацией психической активности и наступлением релаксационного эффекта или даже глубокого гипнотического транса. По рекомендации В. Вязьмина (устное сообщение) нам удавалось в случае вербальной конфузии усложнить вербальные конструкции и придать им позитивное суггестивное содержание. Например: «Ваше нежелание желаемого вами волевого усилия соответствует моему желанию нежелательного для вас волевого усилия, которое вы считаете желаемым». Этот конфузионный стимул сводится к простой суггестивной инвективе: «Мы оба желаем, чтобы у вас работало волевое усилие».
Следующий тип приема непрямой вербальной суггестии предусматривает ввод в сознание прямого содержания инвективы, но с использованием слов, содержащих фонемы, которые сами по себе могут оказывать релаксационное воздействие. Обычно выбираются слова с «мягкими» фонемами с включением «мягких» согласных, чаще (в русском языке) буквы «л». Например: «Ладно, вы лежите лучше, чем лежали в левом положении. Легко лежать, не правда ли? Левое и нелевое ваше тело лежит легко и ладно. Любое лежание лучше, чем нележание. А нележание лучше, когда лежание уже нецелесообразно. И целесообразно делание. Не так ли?» При этом мягкие фонемы слегка утрируются.
И, наконец, третий тип вербальной техники заключался в том, что мы использовали счет, повторяя какое-либо число несколько раз. Для этого выбиралось число, которое можно было постепенно модифицировать в слово, имеющее суггестивное значение. Например: «Раз, два, три, четыре ..., двадцать пять, двадцать пять ..., адцать пять, ацать пять, аа ть спать, ать спать, ть спать, спать, спать».
Специальный раздел работы был связан с армянскими психологами, которых помимо вышеупомянутых приемов познакомили с техникой групповой релаксации, также имеющей значение непрямой суггестии. Техника, созданная по идее, предложенной В. Вязьминым, вкратце может быть описана следующим образом. Группе лиц (или одному лицу) предлагается принять наиболее удобные позы, закрыть глаза и затем последовательно переключать внимание с одних частей тела на другие (пальцы рук, кисти, предплечье и т. д.). При этом фиксация внимания на каждой части тела сопровождается одним дыхательным циклом (вдох — выдох).
Рекомендуется использовать воображение одновременно в двух планах: в первом — вообразить дыхание через фиксированные части тела и во втором — вообразить эти части в виде элементов стихий (вода, дерево, огонь, металл, земля,
Стр. 19
глина). Воображаемая метаморфоза и динамика акцепции всех частей тела, таким образом, проходит через шесть этапов в соответствии с количеством стихий. На каждом этапе все части тела пребывают в воображении в виде какой-либо одной стихии. Каждая стихия имеет свой набор качеств, объективно представленных в природе, которые соответствуют психическим качествам личности. Мы считаем, что такой «резонанс» способствует бессознательной реализации гармонического единства интраперсональных тенденций, а также укреплению единства внутреннего и внешнего мира. Эти обстоятельства не только вызывают релаксационный эффект, но и позволяют имплицировать инвективы гармонии и стабилизации.
При проведении психокоррекционной работы в отличие от психотерапевтической нас в первую очередь интересовала не сама симптоматика как таковая, а психологическая динамика, актуализированная в результате катастрофы. Мы обращали внимание на соответствующие защитные механизмы «на слабой и на сильной стороне» в терминах К. Гольдштейна (некоторые симптомы мы пытались рассматривать как проявление механизмов психологической защиты).
Защитные механизмы актуализировались или утилизировались нами с помощью психокоррекционных инструментальных техник, описанных выше.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.