лучивших различные (по тяжести) повреждения в результате стихийных бедствий. Здесь сказываются и другие факторы: возраст, индивидуальные, личностные особенности и др. Однако опыт работы по оказанию психологической помощи детям, пострадавшим от землетрясения, указывает на то, что, по крайней мере, целесообразно строить эту работу с учетом выявленной закономерности.
Таким образом, содержание и форма организации психологической помощи определялась следующими основными моментами: возрастом пострадавших, степенью их поражения, количеством симптомов, характеризующих состояние травмированных детей, пострадавших от землетрясения, и степенью их выраженности у пациентов. При работе учитывались и такие моменты, как индивидуальные, личностные особенности больных, условия возникновения нынешнего психологического состояния (одних детей землетрясение застало на улице, других — в зданиях, из которых их успели эвакуировать, третьи — провели некоторое время под обломками, четвертые стали свидетелями гибели родственников, знакомых и др.).
Специфика проводимой коррекционной работы обусловливалась тем, что практически все дети, нуждавшиеся в психологической помощи, находились на постельном режиме. Вследствие этого ни о какой групповой работе речи идти не могло.
Особенности работы также определяло то, что около этих детей постоянно находилось большое количество родственников, учащихся местных школ, оказывавших помощь медицинскому персоналу по уходу за пострадавшими. Это обстоятельство накладывало определенный отпечаток и па проводившуюся индивидуальную работу, поскольку удалить всех помощников из палаты не представлялось возможным.
Прежде чем обратиться к рассмотрению вопросов, связанных с нашей непосредственной работой в больнице, хочется остановиться еще на одном факте. Он фиксируется и у здоровых детей, ставших непосредственными свидетелями землетрясения, по, на наш взгляд, более выражен у травмированных. Это то, что можно назвать симптомом регрессии развития:
практически у всех травмированных детей наблюдался временный возврат на более ранние ступени развития. Эта регрессия проявлялась в возврате к играм более младшего возраста, изменениях продуктивной деятельности (рисовании, лепки и др ), в отношениях с окружающими и т. п.
Таким образом, с учетом всех вышеназванных условий в качестве основных форм работы по оказанию помощи детям, пострадавшим от землетрясения и получившим травмы различной степени тяжести, мы использовали следующие: клиническая беседа, применение ряда суггестивных приемов, обучение приемам аутогенной тренировки, организация индиви-
Стр. 30
дуальной продуктивной деятельности, элементы эмаготерапии, поведенческой и арттерапии.
Рассмотрим конкретные случаи, в которых применялись те или иные формы оказания психологической помощи.
Случай 1. Пациент С., 14 лет. Ампутация верхней левой конечности. Третий день после операции, практически постоянно под капельницей. Увлекался рисованием; дал согласие нарисовать то, что хочется и что умеет, но рисовать не стал:
«Не получается так, как раньше», хотя свободно владеет правой рукой и особых трудностей в рисовании не испытывает.
Жалобы: сильные боли, плохой сон (трудное засыпание, многочисленные просыпания ночью, наличие сновидений не отрицает, но воспроизвести их не может). Проведено два сеанса обучения элементам АТ.
После первого сеанса засыпать стал лучше, ночью продолжал просыпаться, но, по мнению пациента, реже и только из-за боли.
После второго сеанса просыпаться ночью стал значительно реже, а если просыпался, то с помощью показанных ему приемов АТ достаточно быстро засыпал вновь.
Случай 2. Пациент Г., 14 лет. Поступил в больницу с лицевой травмой и тяжелыми травмами обеих верхних конечностей. В детском отделении ортопедической больницы произведена операция по ампутации обеих конечностей. Подросток тяжело переживает свое нынешнее положение, па боли не жалуется. Хорошо развит для своего возраста. Интересуется историей. Легко идет на контакт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.