Рисунок семьи достаточно широко применяется в детской психодиагностике. А. С. Спиваковская (17) указывает на использование его наряду с другими рисунками: «Я», «Каким меня видят дома», «Какой я сейчас» и «Каким я хочу быть», позволяющими выявить самооценку ребенка и соотношение «Я реального» и «Я идеального», расхождение между которыми, а также оценки «глазами родителей» могут свидетельствовать о серьезных личностных конфликтах.
Е. В. Новикова (12) разработала проективные рисунки «Мой класс» и «Мой учитель», которые позволяют охарактеризовать переживания младших подростков в сфере общения.
Стр. 127
Вместе с рисунками «Человек», и «Моя семья» они составляют «батарею» рисуночных методов для психодиагностики ребенка и младших подростков.
В. Ф. Лосевой (9) была разработана методика «Четыре персонажа», исследующая самосознание и самоотношение личности. Методика носит игровой характер и состоит из трех частей.
На первом этапе испытуемого просят на одном листе бумаги изобразить себя в образе растения, животного, неодушевленного предмета, а затем на этом же листе нарисовать себя самого. При этом подчеркивается, что исследуется именно самовыражение, а не способности к рисованию.
На втором этапе испытуемому дается инструкция представить себе, что все герои могут общаться друг с другом и затем просят написать, с какими бы словами тогда каждый из персонажей обратился бы к другим героям рисунка и что услышал бы от них в ответ.
Испытуемых спрашивают, почему они в каждом случае предпочли изобразить себя в качестве именно таких персонажей, какие они находят «общие черты» у себя и у каждого из них.
Если рисунок не представляет собой целого сюжета и все персонажи изолированы, тогда на третьем этапе работы испытуемого просят на другом листе бумаги изобразить всех своих героев, связанных общей ситуацией. Если какой-то из персонажей «не вписывается в сюжет», то испытуемому разрешают заменить его другим. Важно выяснить, почему в качестве замены выбран именно этот герой.
Отличие предложенной методики от большинства рисуночных техник автор видит в том, что испытуемый должен отождествить себя с каждым из выбранных им персонажей.
С помощью этой методики выявляются смысловые установки личности, которые могут носить конфликтный характер — персонажи спорят, жалуются друг другу и т. д. При анализе необходимо учитывать соответствие вербальных и невербальных сюжетов.
Рисунки часто используются в клинической практике для сопоставления некоторых характеристик изобразительной деятельности с особенностями личности больного (20). Некоторые авторы выделяют специфические характеристики рисунков, свойственные определенным личностным отклонениям.
С. А. Болдырева указывает, что рисункам детей, больных шизофренией, присуща абстрактность, схематизм, обилие орнамента, отсутствие одушевленных предметов, изолированность предметов друг от друга, использование символов (2).
А. И. Захаров (4, 8) считает, что повышенная возбудимость больных при неврастении проявляется в рисунке через разбро-
Стр. 128
санность элементов, их размазанность, хаотичность движения, отсутствие композиции.
Фобии, невроз навязчивых состояний, тревожность, депрессивный фон настроения связаны с цветовым оскудением рисунка, преобладанием серого цвета, слабой, прерывистой линией, малыми размерами фигур. «При выраженном чувстве беспокойства и страха к этому нередко присоединяется густая штриховка, переплетающиеся волнистые линии, заполняющие все его пространство» (4, с. 213).
Яркие краски, обилие украшений встречаются при истерическом неврозе.
Рисунок как средство свободного самовыражения личности может использоваться и в психотерапевтических целях.
На этот прием наряду с ролевой игрой и другими психотерапевтическими приемами указывает австрийская психотерапевт Г. Эберлейн (21). В своей практической работе с детьми она предлагает им рисовать на больших листах бумаги, рулонах обоев красками и широкой кистью. Тематика может быть как свободной, так и заданной, например: «Лето», «Сказочный луг», «Дети всего мира» и т. д. Летом, если точно известно, что краски не ядовиты, можно разрисовывать тело. Все это позволяет выразить скрытые напряжения, агрессию, тревоги, отреагировать внутренние конфликты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.