Учащиеся 1-й группы отмечают, что их отцы редко ходят в школу, редко свободны от работы, редко занимается их воспитанием. Большинство воспитанников интерната (2-я группа) вообще не имеет отцов. А те, у кого они есть, высказывают сожаления об их пьянстве, как и учащиеся 3-й группы. Все подростки хотят, чтобы их отцы изменились к лучшему. («Если бы мой отец только захотел, то наверняка бросил бы пить», «... стал бы шофером»). Все неудачливые подростки упрекают отцов за то, что те «давали слабинку» в их воспитании («Думаю, что мой отец редко меня бил», «Отец мало меня ругал»).
В спецучреждениях, а также в школах-интернатах среди подростков часто возникает и устойчиво удерживается эмоциональная депривация. Эмоциональные трудности дети общеобразовательных школ разрешают с помощью родителей, старших, близких. Дети интернатов возникающие трудности вынуждены разрешать самостоятельно. Половая идентификация в этом случае заметно искажается. В интересующих нас группах подростков и юношей мы наблюдаем также существенные различия в структурировании психологического времени.
Будущее является более романтичным для подростков и юношей 1-й группы. Для них будущее — это «... свершение великих дел», освобождение от повседневного понукания родителей. Их безмерное стремление в будущее объясняется стремлением к взрослости. В качестве взрослых они кажутся сами себе свободными и независимыми. («Я всегда хотел жить свободно», «...стать взрослым», «...быть независимым».) По заполняемости времени в этой группе преобладают занятия развлекательного характера, а также велик процент чтения. Этим объясняется та романтичность, которой пронизаны стремления в будущее. Из событий, запомнившихся в прошлом, велик процент дней рождений и праздников.
Стр. 68
Во 2-й группе будущее представляется не просто хорошим, а лучшим, чем прошлое и настоящее. В этой группе все надежды на будущее связаны с неудовлетворенностью в настоящем и прошлом. Они не любят своих дней рождений. (Всего 10% опрошенных назвали дни рождения как приятные события в их жизни.) По заполняемости времени велик также процент занятий развлекательного характера. По сравнению с 1-й группой не наблюдается увеличение значения занятий практического характера. В то же время доля чтения уменьшается.
После освобождения из спецПТУ подростки в большинстве случаев избегают мыслей о прошлом. Они как будто не хотят касаться еще живых ран, и именно эти лишь поверхностно затянувшиеся раны обусловливают большую чувствительность детей к фрустрации, в особенности же к любым переменам ситуации, перемещению и к повторному сепарированию.
В 3-й группе мечты, желания сводятся лишь к защищенному материально будущему. Вспоминается приятное прошлое, выпадает единственное звено психологического времени — настоящее. Воспитанники спецПТУ фрустрируются из-за неудовлетворительного настоящего. Наблюдаются накопление обиды, озлобленность. Желания часто сводятся к тому, чтобы любым способом оправдать себя. Все это приводит к грубости, агрессии, злобным вспышкам.
Для выяснения различий в адаптивности подростков и юношей в указанных группах были изучены особенности их самооценки.
По предварительным данным выясняется тенденция к занижению самооценок от 1-й и 2-й группы к 3-й группе.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Половая идентификация и психологическое время как звенья в структуре самосознания личности в подростковом возрасте отличаются большой сензитивностью к социальной ситуации развития.
2. Нарушение межличностных отношений в обществе приводит к тому, что развитие этих звеньев самосознания искажается.
3. Заниженность самооценок у депривированных подростков и юношей зависит от неправильной половой идентификации и нарушения нормального хода истории их индивидуальной жизни. Эти подростки и юноши характеризуются особенно слабой рефлексией на социальную оценку другими.
ЛИТЕРАТУРА
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.