Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 42

Учащиеся 1-й группы отмечают, что их отцы редко ходят в школу, редко свободны от работы, редко занимается их вос­питанием. Большинство воспитанников интерната (2-я груп­па) вообще не имеет отцов. А те, у кого они есть, высказыва­ют сожаления об их пьянстве, как и учащиеся 3-й группы. Все подростки хотят, чтобы их отцы изменились к лучшему. («Если бы мой отец только захотел, то наверняка бросил бы пить», «... стал бы шофером»). Все неудачливые подростки упрекают отцов за то, что те «давали слабинку» в их воспи­тании («Думаю, что мой отец редко меня бил», «Отец мало ме­ня ругал»).

В спецучреждениях, а также в школах-интернатах среди подростков часто возникает и устойчиво удерживается эмоцио­нальная депривация. Эмоциональные трудности дети общеоб­разовательных школ разрешают с помощью родителей, стар­ших, близких. Дети интернатов возникающие трудности вы­нуждены разрешать самостоятельно. Половая идентификация в этом случае заметно искажается. В интересующих нас груп­пах подростков и юношей мы наблюдаем также существенные различия в структурировании психологического времени.

Будущее является более романтичным для подростков и юношей 1-й группы. Для них будущее — это «... свершение ве­ликих дел», освобождение от повседневного понукания роди­телей. Их безмерное стремление в будущее объясняется стрем­лением к взрослости. В качестве взрослых они кажутся сами себе свободными и независимыми. («Я всегда хотел жить сво­бодно», «...стать взрослым», «...быть независимым».) По заполняемости времени в этой группе преобладают занятия раз­влекательного характера, а также велик процент чтения. Этим объясняется та романтичность, которой пронизаны стремления в будущее. Из событий, запомнившихся в прошлом, велик про­цент дней рождений и праздников.

Стр. 68

Во 2-й группе будущее представляется не просто хорошим, а лучшим, чем прошлое и настоящее. В этой группе все на­дежды на будущее связаны с неудовлетворенностью в настоя­щем и прошлом. Они не любят своих дней рождений. (Всего 10% опрошенных назвали дни рождения как приятные собы­тия в их жизни.) По заполняемости времени велик также про­цент занятий развлекательного характера. По сравнению с 1-й группой не наблюдается увеличение значения занятий практического характера. В то же время доля чтения умень­шается.

После освобождения из спецПТУ подростки в большинстве случаев избегают мыслей о прошлом. Они как будто не хотят касаться еще живых ран, и именно эти лишь поверхностно за­тянувшиеся раны обусловливают большую чувствительность детей к фрустрации, в особенности же к любым переменам ситуации, перемещению и к повторному сепарированию.

В 3-й группе мечты, желания сводятся лишь к защищенно­му материально будущему. Вспоминается приятное прошлое, выпадает единственное звено психологического времени — настоящее. Воспитанники спецПТУ фрустрируются из-за не­удовлетворительного настоящего. Наблюдаются накопление обиды, озлобленность. Желания часто сводятся к тому, чтобы любым способом оправдать себя. Все это приводит к грубости, агрессии, злобным вспышкам.

Для выяснения различий в адаптивности подростков и юно­шей в указанных группах были изучены особенности их само­оценки.

По предварительным данным выясняется тенденция к за­нижению самооценок от 1-й и 2-й группы к 3-й группе.

Исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Половая идентификация и психологическое время как звенья в структуре самосознания личности в подростковом воз­расте отличаются большой сензитивностью к социальной си­туации развития.

2. Нарушение межличностных отношений в обществе при­водит к тому, что развитие этих звеньев самосознания иска­жается.

3. Заниженность самооценок у депривированных подростков и юношей зависит от неправильной половой идентификации и нарушения нормального хода истории их индивидуальной жиз­ни. Эти подростки и юноши характеризуются особенно слабой рефлексией на социальную оценку другими.

ЛИТЕРАТУРА