В начальный период обучения ребенка в первом классе перед учителями и родителями встает немало проблем, одной из которых является адаптация ребенка к школе. Этот процесс протекает по-разному у каждого ребенка. Однако существует определенная группа первоклассников, с трудом привыкающих к школе: у них появляется эмоциональная напряженность, неуверенность в себе, страх и т. д.; могут развиться неврозы, связанные со школой, они не хотят или полностью отказываются ходить на занятия.
Причиной, вызывающей трудности адаптационного периода, является прежде всего то, что ребенок попадает в новую социальную среду, предполагающую изменения в интеллектуальной, личностной сфере и в общении. Возникает новая система требований: необходима переориентировка с конечного результата деятельности на способы ее выполнения, переход на более высокий уровень обобщения, усиление произвольности, большая необходимость действовать во внутреннем плане и т. д. Изменяется социальный статус ребенка, ведущий к иной системе отношений с родителями и другими детьми. «Детсадовец» становится школьником, и общение обретает новое содержание, стиль и форму; меняется круг значимых лиц, на первый план выступает учитель.
Эти факторы могут по-разному влиять на разных детей в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей, стиля воспитания в семье, традиций данной школы и т. д.
Общепризнанно, что целенаправленная подготовка ребенка к школе облегчает ему вхождение в новую социальную среду, принятие и выполнение ее требований. В исследованиях, посвященных этой проблеме, предлагаются различные решения:
одни из них делают упор на усвоении определенных нравственных норм, другие — на предварительном ознакомлении детей с элементарными знаниями по математике и письменности, третьи — на физическом развитии и т. д. (17, с. 250—251). В практических рекомендациях воспитателям предлагается обращать основное внимание на ознакомление детей с внешними особенностями школьной жизни (6, 9, 13).
Стр. 43
Однако зачастую упускается из вида необходимость формирования у детей мотивов, связанных с обучением. По данным некоторых исследователей (2, 8, 12, 15), при поступлении в школу ведущее место занимают мотивы, связанные с ориентацией на будущее, тогда как познавательная мотивация встречается достаточно редко.
В то же время Л. А. Венгер (3, 5), А. Н. Леонтьев (10), Н. Г. Морозова (14, 15), В. С. Мухина (5, 16), Д. Б. Эльконин (20), В. В. Давыдов (7), А. К. Маркова (11) и др. считают, что стремление к познанию, активный интерес ко всему новому должен лежать в основе отношения ребенка к учению, к школе. Именно познавательная направленность помогает ребенку преодолеть сложности, возникающие в процессе адаптации. Это связано с тем, что в существующей структуре мотивации учения познавательная мотивация является наиболее глубинной и наименее подверженной воздействию внешних факторов, она — внутренняя для учебной деятельности. Когда ребенок приходит в школу, познавательная направленность получает свое наибольшее удовлетворение, чего не было ни дома, ни в детском саду. Трудности, возникающие в процессе адаптации, отходят на второй план. Ребенок получает удовольствие от посещения школы.
По-иному обстоят дела у детей, для которых доминирующей в отношении к школе является ориентация на будущее. Желания вырасти, пойти на хорошую работу и т. д. могут быть реализованы только через большой промежуток времени, да и представление о будущем у ребенка чрезвычайно размытое и поверхностное, а сложности, связанные с началом учебы, существуют для ребенка сегодня; поэтому отношение к школе, связанное с возможностью преуспеть в будущем, сменяется разочарованием и нежеланием учиться.
Отсюда возникает задача: воспитывать уже в детском саду познавательную мотивацию, в наибольшей мере обеспечивающую готовность детей к школе. Для успешного проведения целенаправленного воздействия реализации дифференцированного подхода к детям и учета результатов необходимы достаточно обоснованные методы определения наличия познавательной направленности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.