Представители этого направления анализируют и понятие идентификации, выступающее у них как процесс научения, идентификации с нравственной нормой. Моральное поведение формируется через посредника, и его воздействие идет на эмоционально-действенном уровне. Исчезает когнитивный аспект из нравственного развития, возникает ряд нерешенных вопросов, например, как долго надо действовать методом поощрения, чтобы нравственное действие закрепилось, или как фор-
Стр. 169
мировать нравственное поведение вне постоянного контроля взрослого. Однако введение эмоционально-положительного подкрепления и создание конкретных педагогических моделей воспитания являются важным вкладом в разработку проблемы нравственного развития.
В экзистенциальной психологии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Поль Сартр, А. Камю, Г. Марсель, А. Маслоу, К.Роджерс, В. Франкл и др.) доминирующим становится эмоциональный аспект, а нравственное развитие рассматривается как 'изначально заложенное стремление личности к самоактуализации, осуществление которой идет через отчуждение.
Личность в этом направлении представляет собой тоже изначальную индивидуальность, в процессе развития происходит самоосуждение. Индивид отходит, отчуждается от своей собственной индвидуальности и усваивает те социальные нормативы, которые свойственны человеку. В процессе развития происходит стандартизация, человек из личности превращается в социальную единицу, в марионетку.
Изоляцию, беспомощность, самоотчуждение экзистенциалисты связывают с кризисом общества, с развитием техники и науки, которые делают человека беспомощным перед огромными социальными аппаратами. В результате стандартизации производства продукт человеческого труда выступает как противостоящий человеку, что порождает у него состояние беспомощности, индифферентность ко всему, к своему «я» и к обществу в целом. Человек рождается и становится отчужденным.
В аттракционистском направлении западной психологии анализируются особенности нравственного развития в терминах так называемого «помогающего поведения». Нравственное поведение рассматривается в зависимости от предшествующих ситуаций и установок личности либо на себя и свои способности, либо на ситуативные возможности. В работах М. Хоффмача, С. Бэтгсона, Дж. 'Кокка и др. показана роль как действенного, так и эмоциональных компонентов. Их исследованиями доказано, что нравственные действия совершаются субъектом лишь при опосредующей эмоции.
Краткий обзор работ советских и зарубежных авторов позволяет утверждать, что гипотезы, выдвинутые нами, могут найти свое подтверждение через критический анализ работ советских и зарубежных исследователей.
Стр. 170
Ж. А. Дрогалина, Л.Р. Мошинская
ОБРАЩЕНИЕ К ГЛУБИННЫМ УРОВНЯМ СОЗНАНИЯ
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В условиях научно-технического прогресса приобретает большое значение так называемый «человеческий фактор». При этом имеется в виду необходимость развития способностей и возможностей человека, усиление его творческой активности, гармонизации его внутреннего мира.
Проблема развития личности многоаспектна. В частности, Д. И. Фельдштейн выделяет три линии рассмотрения этой проблемы: 1) изучение свойств индивида как органических предпосылок развития личности; 2) определение факторов социальной среды как условие ее развития; 3) выявление противоречий в системе предметной деятельности как движущей силы развития личности (1). С нашей точки зрения, существует еще одна сторона этой проблемы, а именно: развитие личности за счет выявления и актуализации внутренних резервов, блокированных прижизненно приобретенными стереотипами.
Одним из способов освобождения сознания от таких ограничений является обращение к глубинным уровням сознания (В. В. Налимов). К этой цели могут вести разнообразные, внешне не похожие пути, такие, например, как нервно-мышечная релаксация, сенсорная депривация, дыхательные упражнения, сосредоточение на некоторых семантически значимых зрительных или слуховых стимулах, ритмические движения, некоторые психоделические средства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.