Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 80

3. Габидулина С. Э. К обоснованию методики «Рисунок несу­ществующего животного» Вестник МГУ, Сер. 14, психология, 1986, № 4.

4. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у де­тей и их лечение. Л., 1977.

5. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М, 1986.

6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М, 1986.

7. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.

8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л, 1982.

9. Лосева В. Ф. Рисуночная методика «Четыре персонажа» и ее использование в целях психодиагностики личности // Эксперименталь­ные методы исследования личности в коллективе. Даугавпилс, 1986.

10. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как фор­ма усвоения социального опыта. М., 1981.

11. Мухина В. С. Использование детского рисунка в целях диагностики умственного развития // Материалы симпозиума по вопросам раз­работки диагностических методов определения уровня умственного раз­вития детей. Рига, 1970.

12. Новикова Е. В. Некоторые вопросы психологической диагно­стики и коррекции нарушений общения у младших подростков // Обще­ние и развитие психики М , 1986.

13. Общая психодиагностика / Под ред. А. А Бодалева и В. В. Столина. М,1987.

14. Осорина М. В. О роли рисования в развитии мышления ре­бенка // Психология — производству и воспитанию. Л., 1977

15. Соколова. Е. Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т. 3, Тбилиси, 1978.

16. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

17. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов М., 1988.

18. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования   внутрисемейных отношений // Вопросы психологии, 1986, № 1.

19. Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Дисс. канд. психол. наук. М. 1985.

20. Шуберт А. М. Изучение личности ребенка по его рисунку// Психопатология и Психопрофилактика детского возраста М., 1989.

21. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.

22. Яньшин П. В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений. Вестник МГУ, сер 14, психология, 1989, № 1.

23. Buck I. N. The N-T-P techuique. Aqualitative and qualitative sco­ring manuel. — J. Clin. Psychol., Monograph Supplement, № 5. — 1948.

24. Hand book of Projective Technique. Eds. Murstain B. I. N. Y., 1965.

25. The Liischer Color Test. Tr. and ed. by 1. Scotf. N. Y., 1971. Ch. 6.

26. M a c h o v e r K. Personality projection in the drawing of the human figure. — Springfield, III., 1949.

Стр. 131

V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

И ПУТИ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

А. В. Соловьев

ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ

Понятия «зрелая личность», «созревание личности», «личностная зрелость» довольно часто употребляются в психоло­гии при описании процесса индивидуального развития и для характеристики его направленности. Вместе с тем, сами эти термины редко становятся объектом специального анализа. Они обычно используются как интуитивно понятные, знако­мые каждому из собственного жизненного опыта. К ним при­бегают либо на начальных этапах исследования, переводя их затем на более профессиональный жаргон, либо на заключи­тельных этапах, когда возвращаются в плоскость привычных представлений. Как и само понятие «личность», они являются глобальными, интегральными, нуждающимися в раскры­тии и конкретизации.

Данная проблема имеет не только теоретический интерес, но и выводит на важные аспекты прикладной психологии. Именно она образует мост, связывающий исследования в об­ласти психологии личности с практикой воспитания. Само воспитание можно определить как формирование черт зрелой личности у подопечных. Зрелая личность в этом смысле вы­ступает идеалом воспитания. Каждый воспитатель должен иметь модель того «продукта», который он производит. И модель эта должна быть не абстрактной, включающей перечень общепризнанных достоинств, а конкретной, учитывающей природу человека. Построить такую модель может лишь вос­питатель, обладающий достаточной психологической культу­рой.