Юноша же более опосредованно относится к своему положению в обществе. Он все больше старается наедине осмыслить свою роль. Постепенно отделяясь от сверстников, ориентируется на взрослого. Одной из причин такой ориентации является потребность в доверительном отношении со взрослым, которая становится особенно актуальной в ранней юности. Сверстники в данном возрасте остаются достаточно значимыми, референтными объектами.
Стр. 66
Более ценными и личностно значимыми являются оценки старших. Взрослость ощущается уже как своего рода качество, которое не только дает большее количество привилегий, но рассматривается как определенный этап, период жизненного пути, когда на человека возлагается ответственность за других, самого себя и свое дело.
Установлено также, что половая идентификация определяет многие позитивные достижения в развитии личности — это самосознание, интересы, ориентация на будущее, стиль общения со сверстниками. Однако половая идентификация может определить и негативные образования — грубость, агрессивность, интерес к алкоголю, курению и др.
Следующим значимым для подросткового и юношеского возраста звеном структуры самосознания является психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее).
Подросток (юноша) проектирует себя в будущее, что стимулирует личность к развитию. Проекция в будущее постоянно соотносится с прошлым и настоящим субъекта. Поэтому адекватность в прошлой, а особенно в настоящей жизни подростка влечет за собой адекватность взглядов на будущее.
Сказанное дает основание предполагать, что половая идентификация и психологическое время личности в подростковом и юношеском возрасте отличается большой сензитивностью к социальной ситуации развития. Нарушение межличностных отношений в семье, со сверстниками, учителями и обществом приводит к тому, что развитие этих звеньев самосознания искажается.
Для проверки данной гипотезы объектом были выбраны подростки и юноши в возрасте 13—18 лет: 1-я группа — подростки и юноши, обучающиеся в общеобразовательной школе; 2-я группа — подростки и юноши, живущие и обучающиеся в школе-интернате; 3-группа — подростки и юноши, находящиеся под следствием (следственный изолятор), а также находящиеся в спецПТУ для трудновоспитуемых.
По предварительным данным исследования, прослеживается явное различие между испытуемыми этих групп по идентификации со своим полом, а также по восприятию и структурированию психологического времени. Так, половина подростков и юношей 1-й группы (общеобразовательная школа) идентифицируются с родителями и родственниками. Другая же половина не может вообще назвать образец для подражания.
Во 2-й группе картина выглядит иначе. Ориентация на родителей, родственников занимает незначительный процент, но появляется ориентация на учителей, литературных героев. Пятая часть опрошенных хочет быть «похожими на себя».
В 3-й группе третья часть исследуемых идентифицируется с родителями, а четвертая часть этой группы, не признавая авторитетов, желает быть похожими только на себя.
Стр. 67
В последнем случае утеряна связь с социальным образцом. Если половина подростков и юношей первой группы стоит на распутье и их сознание не может определить тот или иной образец для идентификации, то часть подростков и юношей 2-й и 3-й групп склонны считать себя эталоном для подражания. Из беседы выясняется, что у них нет сосредоточенности на позитивных качествах личности, ценимых в обществе (честность, мужественность, деловитость и т. д.).
В конце концов подросток остается наедине с собой, решив раз и навсегда порвать с авторитетами, и единственным образцом для себя определяет себя самого.
Если обратиться к семейным отношениям между подростками (юношами) и отцами, следует отметить ряд претензий, выдвигаемых подростком (юношей) по отношению к отцу. Претензии присутствуют во всех трех группах, но отличаются по содержанию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.