Землетрясение застало его в школе, когда он отвечал у доски. Само землетрясение помнит плохо («Все стало рушиться»), когда он очнулся, то оказалось, что его руки придавлены балкой.
Жалобы: сначала все сводилось к недифференцированному желанию поскорее обрести руки обратно («Когда у меня вырастут руки?»). Для этого времени характерно отсутствие осознания того факта, что своих рук он лишился навсегда. В дальнейшем звучали неперсонифицированные жалобы па врачей относительно того, что они не постарались спасти хотя бы одну руку которая, по его мнению, «была нормальной».
Следующим моментом было появление жалоб на соседа по месту жительства, который после землетрясения вытащил из-под развалин школы своего сына, а Г. — оставил под обломками, хотя видел его. «Если бы он вытащил меня сразу, у меня остались бы руки». (Г. провел под развалинами несколько часов.)
С Г. проведен ряд сеансов обучения АТ, разработана программа социальной реабилитации согласно его интересам и возможностям. Проведен ряд бесед, в ходе которых с ним обсуждались отдельные конкретные фрагменты этой программы.
Стр. 31
Поскольку программа рассчитана на длительное время, помощь Г. в ее осуществлении будет оказывать А. Нждаян.
После проведения двух сеансов лечащим врачом Г. отмечено значительное улучшение как психологического состояния, так и общего самочувствия пациента.
Во время землетрясения у Г. погибла мать, о чем он не знал. В связи с этим с родственниками Г. проведен ряд бесед в целях совместной разработки содержания, формы и времени разговора, когда ему будет сообщено о гибели матери.
С детьми дошкольного и младшего школьного возраста широко использовалась продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование и др.) в диагностических и коррекционных целях.
Случай 3. Пациентка К., 7 лет. Закрытый перелом тазобедренного сустава и травма верхней левой конечности.
Жалобы: плохой сон, плохой аппетит, заторможенность. На просьбу нарисовать «что хочется» рисует обычного зайца, которым разрисован весь альбом, — ничего другого рисовать не может, хотя хочет. «Нарисуй дерево», «Хорошо»... «Что ты будешь рисовать?» — «Дерево»... Берет карандаши, начинает рисовать... ненадолго задумывается: «Нет, дерево не хочу»... рисует опять того же зайца. После первого сеанса охотно берется выполнить «домашнее задание» — нарисовать три различных рисунка. В заключение проводится сеанс релаксации.
После второго сеанса девочка свободно и с удовольствием рисует все, что ее попросят; родственники отмечают улучшение она; принимает игру «'кормление кукол», входит в нее — помогает куклам съесть обед (на первой встрече на эту игру не пошла). В дальнейшем отмечается улучшение аппетита, повышение активности, улучшение сна.
Конечно же, здесь приведены некоторые случаи из тех, в которых, по-нашему мнению, нам удалось достичь определенных положительных результатов. Не всегда это удавалось за столь короткое время. Поскольку с такого рода проблемами (оказание психологической помощи детям, получившим травму в результате землетрясения) мы столкнулись впервые, постольку в некоторых случаях, на наш взгляд, лучше было «не навредить», чем пытаться во чтобы-то ни стало добиться скорейшего результата.
Помимо оказания психологической помощи детям проводилась работа с родителями и родственниками детей, получивших тяжелые травмы, увечья, а также с теми, кто потерял родных и близких во время землетрясения (большую помощь в этом оказал нам А. Шадура).
В заключение хочется отметить, что работа в качестве психолога в ортопедической больнице еще раз продемонстрировала необходимость введения в подобных учреждениях должности
Стр. 32
психолога. Об этом говорили и родители, и медицинский персонал, который с пониманием отнесся ко всем нашим проблемам и сделал все, чтобы создать приемлемые в такой сложной ситуации условия для работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.