Получив таким образом достаточно убедительные данные о различиях в познавательной направленности детей, мы решили сопоставить их с результатами обычной беседы с теми же детьми об отношении к школе. В беседу были включены вопросы, прямо предполагающие выявление представлений самих детей о познавательной стороне школьного обучения. За основу была взята анкета, предлагаемая в «Методических рекомендациях по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных классов детских садов» (3). В беседе детям задавались следующие вопросы.
1. Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?
2. Как ты думаешь, тебе в школе понравится? Что тебе там больше всего понравится, что больше всего не понравится?
3. Какая тебе школа больше понравится, где занимаются, уроки делают, или, где только играют и не учатся?
4. Где лучше учиться, дома или в школе? Почему?
5. Кто, ты хочешь, чтобы тебя учил: мама или учительница? Почему?
6. Готовишься ли ты как-нибудь к школе? Может, ты уже умеешь читать, писать или считать?
7. С тобой дома кто-нибудь занимается? Кто?
8. Есть ли у тебя что-нибудь для школы?
9. Рассказывают ли тебе родители что-нибудь о школе? Ты их сам спрашиваешь?
10. Нравятся ли тебе занятия в детском саду? Какие?
11. Что ты будешь делать, если мама с папой тебе скажут, не иди в школу, посиди еще годик дома, отдохни. Что ты им ответишь?
12. Как тебе кажется, зачем дети ходят в школу? Зачем нужно учиться?
Полученные в беседе данные не соответствовали результатам предшествующих исследований (методике выбора игры и мнению воспитателей). Из 20 детей с наличием познавательной направленности 5 детей (25%) хотели пойти в школу, чтобы узнать что-то новое, или потому, что в школе интересно;
5 детей (25%) не хотели идти в школу: одни из них боялись, что будут плохо учиться, другие считали, что в школе будет неинтересно; у 10 детей (50%) мотивация учения была поверхностной (они были ориентированы на школу как на не-
Стр. 49
обходимость — для того чтобы вырасти, пойти работать, возможность приобрести школьные атрибуты (ранец, портфель, парту и т. д.) или новых друзей, которых у них не было в детском саду.
В то же время из 28 детей, у которых не была выявлена познавательная направленность, 12 детей (42,9%) не хотели идти в школу; у 11 детей (39,3%) мотивация учения была поверхностной; 5 детей (17,8%) хотели идти в школу, чтобы узнать что-то новое.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что познавательная направленность не определяет высказанного в ответах на вопросы отношения детей к школе. Ведь дети, наиболее подготовленные к школе, стремящиеся к познанию нового, в большинстве своем высказали отрицательное или поверхностное отношение к школьному обучению. Это свидетельствует о том, что существуют иные, помимо познавательной направленности, факторы, влияющие на высказываемое детьми отношение к школе. Одним из таких факторов могут быть те установки, которые дают детям взрослые, родители и воспитатели.
С целью проверки нашего предположения родителям обследуемых детей предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Что по-вашему должна давать ребенку школа?
2. Что она реально дает?
3. Считаете ли вы, что того, что делает школа, достаточно или на сегодняшний день необходимо нечто большее?
4. Часто ли вы рассказываете вашему ребенку о школе? Что вы рассказываете?
Из полученных ответов можно сделать вывод о том, что у детей, которые не хотят идти в школу, но имеют познавательную направленность, родители не одобряют деятельность школы. Они считают, что школа не воспитывает у детей понимания и принятия человеческих ценностей — доброты, честности, порядочности, умения дружить и т. д., она дает только знания и то недостаточные. Родители двоих детей помимо указанных выше недостатков считают, что школа не только не воспитывает детей, но и не прививает им элементарного эстетического восприятия мира. Такое отношение к школе перенимается детьми, и хотя они стремятся к познанию, школа не воспринимается ими как возможность узнать что-либо новое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.