Лишение родительского попечительства — всегда несчастье для ребенка. В условиях учреждений интернатного типа ребенок неизбежно лишается тепла, ласки, любви родителей. Условия дома ребенка, детского дома или школы-интерната являются неблагоприятными для реализации важнейших потребностей личности — в любви и в признании (2). Депривация этих потребностей влияет на активность и эмоциональную сферу ребенка (3, 4, 1). Поэтому дети, лишенные родительского попечительства, обладают особыми, специфическими чертами поведения. Они складываются в зависимости от того, как ребенку удается пройти процесс адаптации. Одни дети находят в себе силы адаптироваться к обстоятельствам новой жизни. Мы назвали поведение таких детей активным, эмоционально устойчивым. Другие — в силу индивидуально-типологических особенностей, а также эмоциональной сферы — плохо приспосабливаются к жизненным условиям учреждений интернатного типа. Можно выделить две характерные разновидности в поведении детей, плохо адаптирующихся к условиям детского дома или школы-интерната: эмоционально неустойчивое и пассивное.
Обратимся к подробному анализу результатов, полученных методом включенного наблюдения, а также в ходе изучения анамнеза детей, лишенных родительского попечительства.
Общим наблюдением было охвачено 85 детей 6—8-летнего возраста, лишенных родительского попечительства. Включенным наблюдением было исследовано 20 детей — воспитанников детского дома и школы-интерната на протяжении двух с половиной лет. Изучаемые дети попали в детские учреждения в раннем или дошкольном возрасте. Поступившие в детский дом в возрасте от 4 до 5 лет хорошо помнят события своей жизни в семье.
Стр. 52
Мы старались, чтобы дети поняли, что психолог-исследователь — это еще один воспитатель, поэтому общались с детьми на доверительных началах, постоянно выражая им внимание и симпатию.
Результаты исследования представлены в таблице.
Типы социального поведения детей,
лишенных родительского попечительства, %
Тип поведения |
Дошкольники |
Школьники |
Активный, эмоционально устойчивый Аффективный, эмоционально неустойчивый Пассивный |
15 25 35 |
40 25 20 |
Как видно из таблицы, из 20 дошкольников у 3 (15%) наблюдалось активное, эмоционально устойчивое поведение. В школе такого рода поведение улучшается. Внешне поведение этих детей выглядит адекватным. Однако мы полагаем, что в данном случае правомерно говорить о психологической депривации внешне адаптированных, но внутренне тревожных детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.
Приведем одно из протокольных наблюдений.
Алеша Б. (6,6)*, увидев нового человека, незнакомого взрослого, оставляет игру и быстро подбегает к нему. С интересом смотрит на взрослого, затем начинает выспрашивать: «Ты к кому пришел? А ты что принес, конфету, да? У тебя есть сынок? Еще придешь? ...» До самого ухода незнакомого взрослого Алеша не покидал его, при этом вел себя вежливо и предупредительно.
Посещение детей близкими вызывает сильное эмоциональное напряжение у детей, не имеющих родственных контактов. Активные, эмоционально устойчивые дети, так же как и дети с аффективными, эмоционально неустойчивыми формами поведения, при появлении кого-нибудь из родственников сверстника сразу же стремятся вступить в контакт, завоевать их расположение. При этом они стремятся вызвать к себе внимание и участие: «У меня бантик развязался», «Вот у меня болячка», «И меня Пестов бил». Эти дети часто желаемое выдают за действительное: «А ко мне мама придет, она заберет меня. Да! Правда!», «А ко мне вчера папа и мама приходили», «А у меня папа есть!». Иногда они просто ищут повод для общения:
«Почитай книжку». При этом, как правило, стараются потрогать, пощупать нового взрослого со всех сторон: гладят его волосы, одежду, обувь, забираются в его карманы, в сумку, иг-
* Здесь и далее первой цифрой отмечается возраст, а второй — месяц рождения.
Стр. 53
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.