Проиллюстрируем сказанное.
Дима К. (6,9) до трех лет рос в неблагоприятной семейной обстановке. Все ближайшие родственники: мать, бабушка, дедушка злоупотребляли алкоголем, вели аморальный образ жизни. Отец освобожден из заключения, и его местопребывание неизвестно.
Знакомство с судебным заключением о лишении родительских прав матери ребенка показало, что на виду у ребенка
Стр. 58
совершались аморальные поступки: пьяные застолья, скандалы, драки, сопровождаемые нецензурной речью. Организатор всех этих непристойных мероприятий — мать ребенка. Непосредственным участником также являлась бабушка мальчика. Диму в детском доме навещает бабушка, которая при этом не всегда приходит в трезвом виде.
Дима Ч. (7,5). До четырех лет Дима находился в семье. Он у матери второй ребенок. Мать не работает и является злостной хулиганкой, часто употребляет спиртные напитки. Отец ребенка осужден.
По словам бабушки, родители очень грубо обращались со своими детьми, в пьяном состоянии учили их неприличным словам, часто в присутствии детей устраивали пьяные драки. От воспитания детей оба родителя устранились. Дима был предоставлен сам себе: его часто видели лазающим по помойкам, одетым в рваную, грязную одежду, выпрашивающим у соседей еду.
Здесь правомерно будет привести более подробные описания историй отдельных детей.
Аффективным, эмоционально неустойчивым ребенком является Егор Н. (6,9).
Из анамнеза. Младенческий период неизвестен — мальчик был найден. Воспитывался в условиях дома ребенка с 3—4-недельного возраста до 3 лет. В детском доме находился с 3 до 7 лет.
Из характеристики, данной Егору логопедом в доме ребенка, видно, что у мальчика за время нахождения там возросла динамика в плане бытовой адаптации, освоения навыков самообслуживания, игровой деятельности.
Медико-педагогической комиссией у мальчика была диагностирована ранняя задержка психомоторного развития (последствия рахита).
Из беседы с воспитателями выяснено, что Егор был одним из самых тяжелых для воспитания детей в группе. Вот одно из высказываний о Егоре: «Для меня трудный ребенок — это такой, который похож на Найденова. Если нет, то это еще ничего — справиться можно»; «Такой, как Найденов, навсегда запомнится». Как можно судить по высказываниям воспитателей, период адаптации мальчика к новой обстановке детского дома прошел для воспитателей и для самого Егора очень тяжело. Указывают, что он часто мог «сделать свои дела» в постель. На замечания и требования реагировал истерикой: кричал, долго плакал, бился о пол. Известно, что первый год (с 4 до 5 лет) пребывания в детском доме его негативное поведение не удалось исправить. Лишь с переводом в другую группу (где он находился с 5 до 7 лет) наметились изменения в его поведении. Отмечают, что первоначально Егор, в новой для него группе детей и воспитателей, вел себя так же, как и в пре-
Стр. 59
дыдущей. В первые три недели его нахождения в новой группе он систематически мочился в постель (при этом энурез часто сочетался с энкопрезом), или же мог сделать «свои дела» под матрац другому ребенку, или же испачкать калом стены в спальной комнате (отдельный случай). На вопросы взрослых объяснить свои дурные поступки мальчик не давал никакого ответа и только истошно кричал или раскачивал туловище из стороны в сторону с большой амплитудой. При этом воспитатели отмечали, что Егор всем своим видом выражал не свою виновность в случившемся проступке, а виновность их (воспитателей), которые «посмели» сделать замечание.
Из бесед с воспитателями Егора выяснилось, что они долго искали подходы к этому ребенку (почти 3 месяца с момента его поступления в старшую группу). «Мы приглядывались к нему, старались найти его лучшие качества. И он тоже к нам приглядывался, тоже изучал нас», — говорит одна из его воспитательниц.
Таким образом, все нежелательные эмоциональные и поведенческие проявления (раздражительность, угрюмость, обидчивость, негативизм, энурез и энкопрез, раскачивание туловища, падение на пол, крики), наблюдавшиеся в период его адаптации к новым условиям, подтверждают наличие выраженной психической депривации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.