Следует отметить, что при таком способе работы реальна опасность фиксации ребенка на ритуальном рисовании и разрывании страха в случае его последующих неоднократных возвращений. Во избежание этого проводилась специальная беседа с родными о необходимости повторных обращении к терапевту в случае частых рецидивов в ближайшее время и рецидивов вообще в последующем. Еще раз подчеркнем, что в случае невротических страхов это возможно, так как в основе их лежит, как правило, страх более общего порядка, например «страх не быть самим собой» как специфическое переживание семейных отношений [1, 4, 5].
Процедура символического отреагирования страха в виде рисунка и последующие действия дали эффект во всех наблюдавшихся случаях, в том числе и тогда, когда ребенок на первом сеансе демонстрировал недоверие к экспериментатору и иронию по отношению к такому способу борьбы со страхом. В качестве иллюстрации изложенного приведем описание следующего случая.
Альберт 3., 12 лет 4 месяца. Мальчик из Спитака.
В больнице находился в связи с переломом ноги. Первоначально лежал в отдельной палате. Родные его не навещали. Близкие родственники живы. Работа с Альбертом осуществлялась с 13 по 20 декабря.
Основная симптоматика: нарушения сна (особые трудности в переходе ко сну) в связи с боязнью повторения землетрясения. Общее снижение продуктивности и работоспособности.
Первый рисунок: выбран черный цвет, нарисована женщина в профиль (обращен налево), руки и ноги не изображены, фигура затенена, не имеет четкой формы. Пышная прическа, большие глаза с прорисованными зрачками, оскаленный рот с зубами.
Пояснений к рисунку делать не стал, сослался на утомление. Пожаловался на страх, возникающий вечером и мешающий заснуть. С Альбертом была проделана процедура «рисование и уничтожение страха»; был нарисован дом, покрытый трещинами. Рисунок клиент разорвал, обрывки были уничтожены. В этот вечер Альберт заснул нормально, однако ночью несколько раз просыпался. При пробуждении быстро рисовал и разрывал изображение страха. Последующие ночи протекали нормально.
Дальнейшая работа с Альбертом проходила с использованием методик тренингового типа, направленных на повышение работоспособности, и была ориентирована на включение клиента в более разнообразную в эмоциональном и интеллектуальном отношении деятельность. Альберт был переведен в общую палату, где имел возможность больше и разнообразнее общаться. С удовольствием рисовал, в том числе в отсутствие психолога. Предпочитал срисовывать (существенно повысить про-
Стр. 38
дуктивность не удалось), причем делал достаточно сложные и подробные копии. Читать предпочитал детские сказки, достаточно точно их пересказывал. Иллюстрировал их, самостоятельно выбирая цвет и композицию.
Динамика рисунков Альберта в течение недели (до отъезда из Еревана) показала постепенное обогащение эмоциональной сферы и восстановление интеллектуальной работоспособности. Рисунки усложнялись по композиции, включали большее количество деталей. Существенно обогащалась палитра, начинали преобладать «теплые» цвета. Ряд рисунков отражал воспоминания более раннего периода жизни, приятного для клиента, активно включалась любовная тема.
Последние перед отъездом рисунки * показали, что на данном этапе можно было говорить о существенной психической реабилитации клиента, хотя ряд признаков указывал на целесообразность продолжения работы (были выражены, хотя и не так резко, как в начале работы, отдельные признаки страха и агрессии).
2. Экспресс-терапия нарушений социального поведения. Как уже указывалось, нами наблюдались нарушения возбудимого тормозимого круга. Первые проявлялись в возросшей агрессивности по отношению к близким, чаще к братьям и сестрам, вторые — в замкнутости ребенка на фоне общей депрессии, но, как правило, при сохранении потребности в общении и взаимодействии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.