Общим для большинства зарубежных концепций является представление о трансформации тех или иных врожденных потребностей ребенка под давлением моральных норм. Такое понимание приводит к выводу о противопоставлении личности и общества, а моральное развитие рассматривается как «насилие» над ребенком. В этой позиции, характерной для большинства авторов, необходимо выделить и продуктивную идею о наличии нравственных предпосылок в ходе социального научения. Однако интерпретация полученных факторов получает одностороннее толкование.
В интеллектуалистическом направлении, теоретической и экспериментальной основой которого явились работы Ж. Пиаже, моральное развитие рассматривается как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды. Между интеллектуальным развитием и развитием моральных чувств, согласно Ж. Пиаже, существует определенное соответствие. Ж. Пиаже по существу говорит о параллельном развитии двух сфер развития, в основе и одного и другого лежит изменение одних и тех же фундаментальных образований схем поведения (схема — способ реагирования субъекта по отношению к той или иной ситуации, постоянно воспроизводимой на другие ситуации). Существуют схемы в отношении ребенка к людям, в основе развития первых лежит деятельность ребенка с предметами, а вторых — отношения со сверстниками и взрослыми. С точки зрения сторонников интеллектуалистического направления (Ж. Пиаже, Б. Вейнер, Р. Петере, X. Солштейн, М. Подд и др.) изменение моральных суждений есть результат постепенного созревания когнитивных структур. В работах Ж. Пиаже м его школы по существу исследуется когнитивный аспект нравственного развития, к которому спонтанно иногда подключается и эмоциональный; действенный остается за рамками исследования.
С точки зрения нравственного развития в теории психоанализа наиболее полно представлен механизм идентификации.
3. Фрейд выделяет потребности как ядро личности: иррациональное, врожденное, бессознательное либидо и агрессия, которые имеют биологическое происхождение. Эти потребности противоречат социализации, через социальные
Стр. 168
табу закрываются, уходят в бессознательное. 3. Фрейд создает структурную теорию личности через соотношение трех компонентов: сознательное «Я», которое сужается, ограничивается; «Оно» — природное, то, что определяет развитие личности; «Сверх Я» — ценностные ориентации, идеология, которая присваивается личностью и контролирует ее. «Я» очень слабо по сравнению с «Оно», со «Сверх «Я» — беззащитно. «Я» — это внешняя оболочка «Оно», поэтому чувство «Я» — это ощущение человеком самого себя, по существу «Я» — это «Оно». Биологические потребности. «Оно» скрывают «Я». «Я» — это замкнутая система. Развитие человека идет через идентификацию ребенка с родителем своего пола, она связывается у Фрейда с подавлением агрессии, сексуальности и т. д.
Неофрейдизм представлен работами А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Саллтавена, Э. Фромма. Из современных французских исследователей следует назвать Ж. Лакана и Э. Долго.
Теория психоанализа наиболее подробно исследовала эмоциональный компонент развития. Представители этого направления отмечают ряд важных моментов генезиса морального развития, показаны отличия морального и произвольного поведения, 'неосознаваемый зачастую характер моральных регуляторов, их переход :из внешних во внутренние.
Психоанализ показывает, что первоначально у ребенка существуют отношение и поступки и лишь затем над этим формируется когнитивный уровень, т. е. мораль. В целом мы можем отметить, что внутри психоанализа отсутствует конкретная теория формирования морального поведения ребенка.
В теории бихевиоризма проблема морального поведения разрабатывается рядом автором (X. Айзенк, А. Бандура, Б. Скиннер и т. д.).
В этих теориях не представлена специфика нравственного поведения, и по мнению его представителей оно принципиально не отличается от других проявлений научения. Моральное поведение отождествляется с произвольным, неморальное — с непроизвольным. В основу закрепления морального поведения заложены или поощрение, похвала, или подражание модели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.