Из дневника Н. А. Менчинской. «Последнее время Саша (3,6,22) очень часто восторгается тем, какой он стал большой, теперь это его излюбленная тема для разговора. Сидим мы с ним рядышком на диване, я ему читаю. Саша смотрит на конец своих вытянутых ног и восклицает: «'Какой я босёй!» Или встает на стул, вытягивая вверх руку и говорит: «Какой я босёй!» (9).
Таким образом, приведенные наблюдения позволяют отметить преобладающую в дошкольном возрасте тенденцию считать себя большим и стремиться стать еще больше и старше. В связи с этим свой возраст оценивается как не самый лучший. Оценка себя как большого выражается в том, что дети показывают взрослым, как они выросли, постоянно подчеркивают и восторгаются этим. Радостные переживания ребенком того, что, по его мнению, он уже большой, возникают после кризиса 3 лет и являются результатом его самоутверждения, стремления показать себя, свои достоинства, желания быстрее подрасти. Дошкольники независимо от возраста в большинстве случаев считают себя большими, в качестве доказательств этого приводят самые разные основания.
Из дневника Н. А. Менчинской. «Саша (2,10,22), лежа в кровати, восклицает: «Я босёй, у меня люки длинные» (9).
Из дневника Э. И. Станчинской. «Юра (5,6,2) ложась спать, спросил: «Сколько лет Бебочке (кузине), и обрадовал-(я, узнав, что она моложе. — Ей 5-й, а мне 6-й, я уже больше» (16).
Дети обосновывают утверждение, что они большие, ссылками на свой возраст, на количество прожитых лет. Собственный возраст представляется ребенку как достижение, как итог собственной долгой жизни. Дети гордятся, что :им уже 4, 5 или 6 лет, обращаются ко взрослым с вопросами, когда им исполнится столько-то лет, с нетерпением ждут своего дня рождения.
Из дневника Э. И. Станчинской. Юре исполнилось 6 лет. За несколько дней до торжественного дня он волновался и считал по пальцам, сколько дней осталось до 6 лет. Ему казалось, что он сразу вырастет и теперь он с гордостью сообщает всем, что ему уже 6 лет (16).
Из дневника А. Д. Павловой. Адик (5,8,21): «Мама, мам, мамочка, — начинает снова мальчик, — мне шестой год пошел, сколько мне, мама, сейчас? — Шестой год. — А когда мне будет 6 лет? — В ноябре» (13).
Из дневника В. А. Рыбниковой-Шиловой. «Коля (2,9,11) часто говорит так: «Я еще маленький, а вот когда буду большой, то буду пилить настоящей пилой!» (15).
Стр. 104
Из дневника А. Д. Павловой. Адик (2,11,25): «Там детки маленькие, тетя большая, детки маленькие. — Как Адик» (13).
Оценка ребенком себя как маленького, по изученным материалам, наблюдается только в раннем возрасте и только при сравнении себя со взрослыми. Мы полагаем, что у ребенка до кризиса трех лет в связи с общей неразвитостью самосознания отсутствует оценка себя и своего возраста. Дети могут лишь повторять мнение взрослого, наиболее часто высказываемое им в адрес ребенка, что и может служить причиной отнесения ребенком себя как к большим, так и к маленьким.
Таким образом, изученные материалы показывают, что дети дошкольного возраста в большинстве случаев считают себя большими. Этот факт можно объяснить тем, что психологически дети живут долго, т. е. в их представлении они прожили долгую-долгую жизнь. В качестве примера приведем сделанное нами наблюдение.
Я говорю Диме (7,0,7), что дядя Игорь закончит институт через 4 года. Дима некоторое время думает над моими словами и вдруг восклицает: «Это так мало — только 4!» Я возражаю ему, что это очень много. Напоминаю, что Новый год 4 года назад мы отмечали в Москве, и тогда дядя Эмил подарил ему живого попугайчика. Он еще подумал и говорит: «Да, давно это было... Это так много я прожил... а только 4 года прошло».
Из дневника Л. Пантелеева. «На днях Маше сказали, что у ее троюродной сестры Иры будет ребеночек и что Маша (3,11,8) после этого станет тетей.
Не хочет быть тетей. Чуть не плачет: «Нет, нет! Я хочу быть девочкой» (14).
«Вчера у Машки были гости. А утром сегодня подавальщица Таня спросила:
— Сколько же тебе, Машенька, исполнилось вчера лет?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.