Анализ данных таблицы показывает, что с возрастом уменьшается процент детей, считающих более привлекательной взрослость, и соответственно увеличивается процент детей, полагающих, что лучше быть детьми. Мы считаем, что за этим стоит, во-первых, повышение уровня умственных возможностей детей, проявляющихся при анализе явлений мира человеческих отношений, во-вторых, несомненно, в этом находит отражение повышение с возрастом уровня «проблемности» жизни самого ребенка, и, в-третьих, это связано с постижением закономерностей человеческой жизни, конечности человеческого существования. Таким образом, ребенок становится более самостоятельным в своих суждениях, получает более реалистичные представления о «взрослом» мире. У детей не всегда сформированы содержательные критерии взрослости, эти критерии случайны, они зависят от типичной представленности конкретных, близких взрослых данному ребенку.
Как отмечалось выше, знание ребенком особенностей своего возраста, других возрастов, оценка привлекательности своего возраста могут вызывать желание «переместиться» в какой-либо другой. Проанализируем суммарные материалы по всей выборке испытуемых. Данные таблицы свидетельствуют, что в целом более половины испытуемых хотели бы превратиться во взрослого, причем с возрастом количество детей по этому показателю значительно снижается (от 76,9% в возрасте 4— 5 лет до 18,8% — в возрасте 9—11 лет). Одновременно с этим увеличивается число испытуемых, которые хотели бы остаться такими, какие они есть (от 4—5 до 9—11 лет наблюдается прирост в 4 раза—с 15,4 до 65,6%). Интересно в связи с этим отметить явное несоответствие ответов детей, полученных на вопрос: «Кем легче быть — взрослым или ребенком?» с желанием ребенка превратиться во взрослого. Во всех возрастных группах число детей, считающих, что взрослым быть лучше, превышает число детей, желающих превратиться во взрослого. Исключение составляют лишь дети 6—7 лет. При этом
Стр. 107
разница в возрасте увеличивается (7,3% — в группе детей 4—5 лет, 34,3% — в группе детей 9—11 лет). То же можно сказать и относительно сравнения показателей количества детей, считающих, что лучше быть маленьким, и показателей желания превратиться в маленького, хотя здесь разница не столь велика. Одновременно можно отметить, как указывалось выше, значительное увеличение с возрастом числа детей, которые хотят остаться такими, какие они есть. Вероятно, указанная разница в показателях может быть объяснена за счет этого. Дети, понимая особенности, преимущества и недостатки того или иного возраста, тем не менее хотят быть такими, какие они сейчас. При этом приводятся следующие характерные обоснования своего выбора: «взрослым как-то сразу неловко быть», «постепенно легче учиться», «не хочу быть маленьким или большим», «я не подрасту, а если стану взрослый — я же знать не буду», «две жизни человек не должен проживать», «взрослым сразу стать — так не бывает».
Анализ высказываний детей показывает, что выделяются в основном два их вида. Первый вид отражает понимание ребенком закономерностей человеческой жизни, постепенности его развития, становления. Такие дети стремятся пройти свой путь так, как положено, «как бывает», они не хотят ни в кого превращаться, хотят оставаться самими собой. Несомненно, это является одним из показателей позитивного личностного развития ребенка. Второй вид высказываний свидетельствует о существовании тревожности ребенка перед своим будущим, которая, вероятно, иногда определяется неизвестностью, неопределенностью последнего. С этим связана и указанная выше бедность, ограниченность представлений детей о мире взрослых. Это как раз те случаи, на которые указывал А. И. Захаров (5), анализируя страх смерти и связанные с ним другие страхи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.