ходили па сцену, их (настоятельно и доброжелательно) приглашали принять участие в празднике. На сцене они останавливались и замирали. Но их не оставляли одних — взрослые и старшие дети приглашали к танцу. Во всех случаях арткоррекции дети, вышедшие на сцену, танцевали, а те, кто оставался в зале, хлопали и притоптывали в заданном музыкантами ритме. Таким образом, заторможенные дети также заражались, слушая народные ритмы, и тем самым возвращались к сформированному в веках традиционному самоощущению.
На третьем этапе па фоне затихающей музыки детям опосредованно внушались покой и уверенность в завтрашнем дне, формировалось чувство перспективы. При этом особой задачей всегда было освобождение от давящих устрашающих образов, связанных с землетрясением. Детям внушались картины спокойной природы (ясного синего неба, зеленой травы, прозрачной чистой воды и теплых прекрасных гор), приятные ассоциации эмоциональных состояний. Психокорректор был всегда внимателен к каждому своему слову нельзя было вызывать психотравмирующих ассоциаций. В финале дети всякий раз выражали огорчение, не желали расставаться с гостями. Максимальное количество детей, с которыми можно достаточно успешно работать в арттерапии — до 70.
Во всех видах психокоррекционной работы с детьми наиболее действенной оказалась идентификация, внимание и выраженная расположенность психолога. При этом эмоциональная направленность на ребенка, готовность войти в его состояние и разделить его сочетались с готовностью сохранять нужную ребенку дистанцию. Это — профессиональная позиция в условиях коррекционной работы. Фрустрирующие факторы (само землетрясение и его последствия во всем многообразии негативных последствий) повлияли на структуру самосознания детей всех возрастов. Мы наблюдали тотальную регрессию психических свойств и личностных структурных звеньев во всех возрастах. Дети всех возрастов психически как бы опустились на более низшую ступень своего онтогенетического развития. При этом они ощущали себя не только младше самих себя, они становились внушаемыми и податливыми к воздействию. В условиях психокоррекционной работы они с готовностью и также с торопливостью принимали предлагаемые им формы общения как с детьми более младшего возраста; они были готовы играть в игры для детей более младшего возраста и т. п. Непрямое контактное релаксационное воздействие также охотно принималось детьми, и они с облегчением расслаблялись.
Податливость, готовность, с которой многие дети принимали обращенные к ним предложения, производила устрашающее впечатление: у большинства не было психической энергетики для самости и они спешили подчинить себя воле другого
Стр. 11
человека. (В нормальном психическом состоянии ребенок уже в раннем возрасте представляет собой выраженную динамичную «самость», которая может отдаваться воле другого, идентифицироваться с другим, но одновременно обособляться и отстаивать себя — все определяет внутренняя позиция самого ребенка.) У детей, перенесших стресс, как бы перестала просматриваться внутренняя позиция. Очевидно, поэтому психо-коррекцнонная работа с детьми производила впечатление столь успешной: дети в своем большинстве шли на тесный контакт, отдавались воле поихокорректора. По словам родственников и воспитателей и по словам самих детей в первый же день после работы с психокорректором они лучше засыпали, страхи отступали от них, снимались многие другие проблемы. Однако мы не забывали, что имеем дело с контингентом с повышенной суггестивностью и что в условиях всеобщей дестабильности нельзя вести строгое научное исследование.
Дети нуждались во внимании психолога и получали ею по мере возможностей бригады.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.