Включенное наблюдение в посткатастрофпческой ситуации — дистантный метод экспресс-диагностики. Психолог находится возле детей, помогает удовлетворить ситуативно возникающие потребности, но не выступает как активная сторона, соблюдает дистанцию, не допускает физических контактов и исподволь наблюдает за поведением и состоянием детей. Соблюдение дистанции позволяет, не травмируя дополнительно ребенка, установить отклонения от нормальною для данного возраста поведения на всех возрастных этапах.
Стр. 4
Первая-вторая неделя после катастрофы. Сразу просматриваются эффективно-шоковые реакции на стресс, выявляются две формы реакций. Типичной формой аномального поведения на первой стадии эффективно-шоковой реакции является резкое двигательное возбуждение. Дети всех возрастов (дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного) в этом случае проявляют внешне сходное возбуждение: быстро ходят или бегают без видимой цели; размахивают руками; издают некоммуникативные звуки, что-то выкрикивают, восклицают, смеются; возбужденно без смысла толкают друг друга, отвлекаются, становясь агрессивными, начинают драться; из-за малейшего повода начинают плакать и др. По виду они вот-вот упадут от перевозбуждения и усталости, но при этом они не могут организовать себя и успокоиться. Такая аномалия поведения была очень распространена.
Второй типичной (не менее распространенной, чем двигательное возбуждение) формой аномального поведения является ступор. Это реакция на стресс, которая проявляется в форме обездвиженности, оцепенения. Ребенок, находящийся в ступоре, сидит или стоит неподвижно, ссутулившись, скорчившись, взгляд устремлен «вникуда».
Четвертая-пятая неделя после катастрофы. Наблюдение детей через месяц после катастрофы обнаружило у большинства астенический синдром — это вторая стадия эффективно-шоковой реакции. Явно наблюдались вялость, желание полежать в кровати, расстройство сна и аппетита, раздражительность. Нередко среда детей вспыхивали драки. Некоторые падали в обморок от головокружительного для них движения веток высоких деревьев. Наблюдались и истерические реакции. Так, один десятилетний мальчик всякий раз травмировал свою заживающую на ноге рану (ранение получил во время землетрясения) для того, чтобы окружающие постоянно оказывали ему внимание. Ступорозных аномалий по прошествии указанного времени среди обследованного контингента детей нами не наблюдалось.
Включенное наблюдение в посткатастрофических ситуациях выступает как предтеча контактных методов экспресс-диагностики; оно дает основание для выбора стратегии коррекционной работы с ребенком.
Включение в общение по поводу предлагаемой деятельности в посткатастрофической ситуации — контактный метод. Психолог предпринимает попытки к включению ребенка (группы детей) в общение, используя разнообразные приемы Конечная цель — включение в диалог и совместную деятельность. Этот метод позволяет более точно установить отклонения в психике ребенка.
Учитывались: форма и стадия реакции на стресс; индивидуальные особенности социальных реакций ребенка и его
Стр. 5
личностная позиция к себе и другим людям; пол; возраст; ущерб от катастрофы и др. Применялись: принятые в мировой психологии приемы включения в общение (тактильный контакт; доверительные формы вербального контакта; контакт по поводу совместной деятельности и др.). Было отмечено: чем сильнее регресс, тем более простую деятельность принимает на себя ребенок (в крайнем случае — манипулирование, элементарные стереотипные действия), тем более простые формы общения становятся приемлемыми для включения ребенка в контакт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.