Стр. 98
Данные обследования шестилеток по методике рефлексии настоящего в прошлое и будущее показывают, что дети соотносят свои достижения в настоящем с возможностями в прошлом и будущем. Оценка своих возможностей в прошлом существенных отличий у дошкольников и школьников не имеет 66% детей 6 лет из детского сада и 68% детей того же возраста из школы считают, что, будучи маленькими, они не смогли бы прыгнуть на то расстояние, которое доступно им сейчас. Оценка своих возможностей в будущем более адекватна у дошкольников — 42% детей из детского сада считают, что не смогут прыгнуть в будущем на расстояние, не доступное взрослому человеку. Среди школьников количество детей, реально оценивающих свои возможности, уменьшается до 24%.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В самосознании личности шестилетнего ребенка идет активный процесс осознания себя во времени. Обращение ребенка к его прошлому и будущему в специально организованной сюжетной игре вызывает у него активный интерес, эмоциональный отклик. В самостоятельной игровой деятельности дети склонны изображать отвлеченный образ взрослого или ребенка. Такие роли, в которых ребенок изображает именно себя в прошлом или будущем, не свойственны детям.
В структуре самосознания детей 6 лет, воспитывающихся в детском саду, и их сверстников, обучающихся в школе, идет формирование психологического времени. Дети имеют определенное представление о себе, высказывают отношение к себе в прошлом, настоящем и будущем.
Фактор места, в данном случае условия воспитания шестилетних детей в детском саду и условия обучения их в школе, оказывают заметное влияние на психологическое время личности ребенка.
Школьники 6 лет включают в свое прошлое не только то время, когда они были совсем маленькими, но и когда ходили в детский сад. Рассказывая о своей деятельности в настоящем, они называют наряду с продуктивными видами деятельности и учебную.
Ориентация в личностном времени детей 6 лет, воспитывающихся в детском саду, характеризуется полярностью: они не хотят снова стать маленькими — хотят сразу стать взрослыми. У детей 6 лет, обучающихся в школе, намечается более конкретное представление о ходе своего жизненного пути. Направленность в будущее характерна для обеих групп детей, однако шестилетние первоклассники имеют более конкретную ориентацию.
Дети 6 лет хорошо знают о своей половой принадлежности в настоящем и будущем. Половая идентификация в прошлом более выражена у шестилетних школьников.
Стр. 99
Шестилетние дети имеют отчетливые ориентации на возраст. У дошкольников несколько больше желание быть взрослым. Среди школьников 6 лет количество желающих быть взрослыми и детьми уравнивается.
Рефлексия настоящего в прошлое у школьников и дошкольников 6 лет существенных расхождений не имеет — почти все дети обеих групп считают, что в прошлом они не смогли бы достигнуть того, что могут в настоящем. Рефлексия настоящего в будущее характеризуется тем, что шестилетки, обучающиеся в школе, проявляют повышенную уверенность в своих достижениях в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы // Документы и материалы М , 1984
2. Головаха Е. И., Крон из А. А Психологическое время личности. Киев, 1983.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1975 С. 228, 230.
4. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М, 1985.
5. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
6 Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М, 1986.
И. Е. Валитова
ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ВОЗРАСТУ У ДОШКОЛЬНИКОВ
И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема онтогенеза личности, ставшая особенно актуальной в настоящее время, требует исследования ее важнейшей характеристики — самосознания. Самосознание рассматривается в психологии как один из механизмов осуществления личностью самой себя, реализации своей сущности. Самосознание имеет сложную, разноуровневую структуру (11, 17). Бытие личности во времейи отражается в структуре ее самосознания в форме существования особого его звена — осознания себя во времени. Это дает возможность личности строить перспективу собственной жизни, осознавать себя в широком социально-историческом контексте. Утверждение своей ценности и значимости, являющееся основой чувства собственного достоинства, в немалой степени определяется возможностью осознания себя в прошлом, настоящем и будущем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.