Проблема осознания себя во времени тесно связана с проблемой психологического возраста личности, в которой «практически неисследованным остается вопрос о субъективном от-
Стр. 100
ношении человека к собственному возрасту» (4). В связи с этим анализируется потребность в изменении своего психологического возраста, отмечается, что она возникает в тех случаях, когда человек по каким-либо причинам не удовлетворен своим наличным хронологическим возрастом. В системе возрастных категорий, исследовавшейся И. С. Коном (6), выделяется категория возрастного символизма, имеющая разную специфику в различных культурах. Автор считает, что приписывание возрастных свойств всегда содержит элемент бессознательной проекции: «Романтическая трактовка детства как воплощения невинности и чистоты — такой же симптом разочарования в наличном социальном бытии, как и свойственная той же эпохе романтизма идеализация «благородного средневековья» и «естественной жизни дикаря» (6).
Говоря об онтогенезе осознания себя во времени и отношения к своему возрасту, следует отметить, что эти психологические образования начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Детская личность, как установлено в современных исследованиях (11), обладает специфическими особенностями. Это незрелая, инфантильная личность, находящаяся в чрезвычайной зависимости от межличностных отношений, в которые она включена. Между тем закладывающиеся в детские годы основы эмоционально-ценностного отношения к себе, типичные способы взаимодействия с окружающими, структуры самосознания создают особую ценность детской личности Давая общую характеристику детской личности, ряд авторов указывают, что ведущей потребностью (тенденцией) в этом возрасте является «стремление действовать как взрослый» (8), «потребность в совместной жизни и деятельности со взрослым» (20), «интерес детей к миру взрослых, их стремление действовать как взрослые» (10). Впервые такая потребность обнаруживается в переходный период от раннего к дошкольному возрасту, в период кризиса трех лет. Характерно, что этот период связан с появлением такого новообразования, как «система я», т е. осознанием себя как субъекта действия (2) и др. В период кризиса трех лет дети требуют, чтобы их считали большими, протестуют, когда кто-либо называет их маленькими.
Е. П. Тимошенко (18), изучавшей психологическое время дошкольников, показано, что для детей 4—6 лет более значимым является будущее. Это выражается в том, что большинство детей хотят стать взрослыми, но иногда они высказывают желание превратиться в маленького. Все это свидетельствует о том, что в норме дошкольник хочет изменить свой возраст, переместиться в будущее.
Анализируя детские страхи, А. И. Захаров (5), однако, считает, что именно в конце дошкольного возраста дети не хотят быть взрослыми, что является симптомом страха смерти,
Стр. 101
возникающего в связи с овладением ребенком «концепцией жизни», пониманием в общих чертах тайны рождения и тайны смерти. По данным автора, этот страх возникает у детей, еще не посещающих школу, и чаще обнаруживается у эмоционально чувствительных детей. По данным П. М. Якобсона (21), изучавшего отношение к своему возрасту у младших школьников, большинство первоклассников хотят стать взрослее, а более старшие дети довольны своим возрастом. Эти особенности связываются автором с соответствующей жизненной позицией среди окружающих 'и с субъективными устремлениями детей, т. е. очевидно, что они зависят от фактора места ребенка в системе общественных отношений.
Таким образом, анализ исследований показывает, что проблема отношения ребенка к своему возрасту исследована фрагментарно: эмпирический материал достаточно противоречив.
Нами проведено эмпирическое исследование отношения к своему возрасту детей дошкольного и младшего школьного возраста. При рассмотрении данного явления целесообразно использовать понятие социальной установки (7). Так, установка человека на свой возраст может рассматриваться со стороны трех составляющих компонентов. Это знания о своем возрасте (когнитивный компонент), отношение к своему возрасту (оценочный или эмоциональный компонент) и желание изменить его (поведенческий компонент).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.