Родители детей, высказавших поверхностное понимание школьного обучения, но проявивших познавательную направленность, не выражают неудовлетворения деятельностью школы. Однако, беседуя с детьми о школе, они рассказывают прежде всего о внешней стороне обучения: правилах поведения на уроках, распорядке дня в школе и т. д. Многие родители говорят детям о социальной значимости учения, не упоминая при
Стр. 50
этом о познавательной стороне обучения. Поэтому даже детям, направленным на познание, зачастую школа не представляется местом, где они будут получать новые знания.
Кроме родителей на детей большое влияние оказывает мнение воспитателей детского сада. Многие из них в подготовительной группе пытаются внести на занятиях элементы школьной дисциплины. Детям, которые еще не могут подчиняться этим требованиям, воспитатели говорят, что в школе такие дети плохо учатся, так как не умеют себя вести, учителя таких не любят и т. д. Поэтому у сообразительных, но изомоторных детей возникает страх перед школой, перед возможным неуспехом в ней. Они выражают его нежеланием идти в школу. Кроме того, при рассказе о школе воспитатели основное внимание уделяют вопросам школьной дисциплины и важности обучения в школе для будущей жизни, что формирует у детей поверхностное отношение школе.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что для воспитания познавательной направленности необходима специальная работа, в процессе которой детям прививались бы представления о школе, как о месте, где преобретаются новые интересные знания, где можно узнать что-то новое об окружающем мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом // Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 167—174.
2. Божович Л. И. Отношение к учению как психологическая проблема // Изв. АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
3. Венгер А. Л., Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. М. «Знание», народный университет, пед. ф-т, 1985, № 12.
4. Венгер А. Л., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных классов детских садов. М., 1983.
5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психологическая готовность к обучению в школе. // Дошкольное воспитание, № 8, 1972. С. 57—60.
6. Гелло В. А. Роль дидактической игры в воспитании положительного отношения к школе. // Воспитание детей в игре. М., '1979, с. 159—175.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
8. Изучение мотивов поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович. М., 1972.
9. Климова К. О. О воспитании интереса у детей к школе // Дошкольное воспитание, № 9, 1975, с. 12—15.
10. Леонтьев А. Н. Психологические основы сознательности учения // Собр. соч.: Т. 1. С. 12—15.
11. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
12. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
13. Михайлова В. О. О подготовке детей к школе // Дошкольное воспитание, № 10, 1978, с. 33—39.
Стр. 51
14. Морозова Н. Г. Воспитание познавательного интереса у детей в семье. М., 1961.
15. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе, М., 1979.
16. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986,
17. Основы дошкольной педагогики. М., 1980.
18. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
19. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
20. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
Ж. К. Султанеалиева
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.