Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 31

Родители детей, высказавших поверхностное понимание школьного обучения, но проявивших познавательную направ­ленность, не выражают неудовлетворения деятельностью шко­лы. Однако, беседуя с детьми о школе, они рассказывают преж­де всего о внешней стороне обучения: правилах поведения на уроках, распорядке дня в школе и т. д. Многие родители гово­рят детям о социальной значимости учения, не упоминая при

Стр. 50

этом о познавательной стороне обучения. Поэтому даже детям, направленным на познание, зачастую школа не представляется местом, где они будут получать новые знания.

Кроме родителей на детей большое влияние оказывает мне­ние воспитателей детского сада. Многие из них в подготови­тельной группе пытаются внести на занятиях элементы школь­ной дисциплины. Детям, которые еще не могут подчиняться этим требованиям, воспитатели говорят, что в школе такие де­ти плохо учатся, так как не умеют себя вести, учителя таких не любят и т. д. Поэтому у сообразительных, но изомоторных детей возникает страх перед школой, перед возможным неус­пехом в ней. Они выражают его нежеланием идти в школу. Кроме того, при рассказе о школе воспитатели основное вни­мание уделяют вопросам школьной дисциплины и важности обучения в школе для будущей жизни, что формирует у детей поверхностное отношение школе.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что для воспитания познавательной направленности необходи­ма специальная работа, в процессе которой детям прививались бы представления о школе, как о месте, где преобретаются новые интересные знания, где можно узнать что-то новое об окружающем мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом // Вопросы психо­логии, 1985, № 1, с. 167—174.

2. Божович Л. И. Отношение к учению как психологическая проблема // Изв. АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.

3. Венгер А. Л., Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. М. «Знание», народный университет, пед. ф-т, 1985, № 12.

4. Венгер А. Л., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных классов детских садов. М., 1983.

5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психологическая готовность к обучению в школе. // Дошкольное воспитание, № 8, 1972. С. 57—60.

6. Гелло В. А. Роль дидактической игры в воспитании положи­тельного отношения к школе. // Воспитание детей в игре. М., '1979, с. 159—175.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

8. Изучение мотивов поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович. М., 1972.

9. Климова К. О. О воспитании интереса у детей к школе // Дошкольное воспитание, № 9, 1975, с. 12—15.

10. Леонтьев А. Н. Психологические основы сознательности учения // Собр. соч.: Т. 1. С. 12—15.

11. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школь­ном возрасте. М., 1983.

12. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

13. Михайлова В. О. О подготовке детей к школе // Дошколь­ное воспитание, № 10, 1978, с. 33—39.

Стр. 51

14. Морозова Н.    Г. Воспитание познавательного интереса у де­тей в семье. М., 1961.        

15. Морозова Н.    Г. Учителю    о познавательном интересе,            М., 1979.        

16. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986, 

17. Основы дошкольной педагогики. М., 1980.

18. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном воз­расте. М., 1957.

19. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.

20. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Ж. К. Султанеалиева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА