Совершенствование воспитания подрастающего поколения требует изучения эффективных подходов, определяющих формирование личности современного человека. Особая проблема заключена здесь в преемственности поколений в малочисленных этнических общностях в условиях их сосуществования с другими национальными культурами. Так, в районах Севера, где происходит интеграция коренных народностей и «пришлого» населения, эта проблема особенно актуальна.
Бытие общественных отношений, как известно, в личности формируется через присвоение человеком общественно
Стр. 111
значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности и мотивы каждой личности отражают в себе общественно исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек Сказанное означает, что человеческое существо может подняться в своем развитии до уровня человеческой личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоением того духовного опыта, который накоплен человечеством.
Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, через становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержательную сторону самосознания.
Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты его ценностных: ориентации. Человек с первых лет жизни усваивает и создает себе ценностные ориентации, которые складываются у него в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей.
Как показано в современной советской возрастной психологии, развитие личности определяется не только врожденными особенностями (если речь идет о здоровой психике) и не только социальными условиями, но и внутренней позицией — с возникающим еще у малого ребенка определенным отношением к миру людей, и миру вещей, и к самому себе. В первую очередь ребенок выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста). В основе структуры самосознания личности лежит выделение себя как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный психический облик). Психологическое «Я» — образ формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание, имеющее как позитивное направление развития, так и негативное. В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Особо надо указать на появление психологического времени личности, когда для ребенка появляется его личное прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе — для него открывается перспектива его собственного развития. Важнейшее значение для развития личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права (4, 5).
Таким образом, самосознание ребенка развивается внутри следующей исторически сложившейся социально обусловлен-
Стр. 112
ной структуры блоков, определяющих это самосознание,имя собственное, личное местоимение, за которым стоит физический облик и индивидуальная духовная сущность, самоутверждение (притязание на признание, подовая идентификация, самобытие в прошлом, настоящем и будущем, ценностное отношение к долгу и правам среди людей). Особое значение в развитии самосознания личности имеет осознание ею своей национальной принадлежности.
Структурные звенья самосознания личности В. С. Мухина понимает как глобальные в масштабе личности ценностные ориентации, соответствующие наиболее важным сферам ценностно-ориентационной деятельности личности в окружающем мире. Именно ценностно-ориентационная природа самосознания личности открывает, что отдельные звенья самосознания представляют собой не разрозненные характеристики личности, а ее ориентированность на ценности всей совокупности жизненной сферы человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.