Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 3

Общение по поводу предлагаемой деятельности — сообра­зуемое с возрастной психологией — повод для продолжения диагностического обследования детей. Путем контакта в свя­зи с принятыми ребенком видами деятельности устанавливал­ся характер эмоциональных нарушений. Спитакское землетря­сение создало условия для развития разнообразных страхов у детей: страх угрозы жизни, страх смерти, диффузный страх опасности. Особое место занимает сейсмофобия — распрост­раненное переживание страха перед возможным землетрясе­нием и переживание прошедшего землетрясения. Дети (в большом числе случаев) говорят о картинах разрушающихся домов, трупов, крови, о преследующих звуковых образах кри­ков о помощи и ужаса. Эти образы особенно ярко возникают, как только начинает одолевать сон. Ребенок в ужасе вскакива­ет. Этому сопутствуют головная боль, головокружение, чувст­во тошноты и др. По своему характеру переживаемые обра­зы — эйдетические, которые «застревают» в психике и кото­рые следует выводить наиболее эффективными для каждого ребенка техниками. Общение с детьми обнаружило также уси­ление суггестии и актосуггестии. Подражательность и вну­шаемость — возрастные характеристики детства, однако под влиянием стресса эти феномены резко усиливаются; были об­наружены массовые страхи детей перед темнотой, перед «опасным человеком», перед возможным землетрясением и другие страхи. Угнетающие образы преследовали детей в пер­вые недели после катастрофы, а также спустя месяц и более. В случае соединения детей в условиях жизни в пионерском зимнем лагере (п/л «Звенигородка») наблюдалось взаимное внушение окружающей опасности. При этом массовое созна­ние детей было сужено и все оценки и отношения к окружаю­щей действительности опосредствовались через ситуацию зем­летрясения («Если будет землетрясение, «икарус» удержит­ся?» «А высотный дом выдержит землетрясение?» «А памят­ник Пушкину устоит, если будет землетрясение?» и т. д.).

Наблюдалась серьезная невротическая симптоматика, про­являвшаяся, по преимуществу, в вечернее и ночное время. У детей сохраняются сейсмофобия, клаустрофобия, страх высо­ты и пр.

Стр. 6

Дети астенизированы. Повышенная впечатлительность и возбудимость провоцирует агрессивные и депрессивные реак­ции и соответствующее поведение.

Психологическая экспресс-помощь детям. Психологи рабо­тали в Армении, в п/л «Звенигородка» и п/л «Орленок». Для оказания психологической помощи детям использовались мно­гообразные варианты апробированных в мировой и отечественной практике методов.

В зависимости от характера учреждения, в котором нахо­дились дети (больница, пионерский лагерь, пансионаты, где дети жили вместе с родственниками), была договоренность с администрацией о режиме работы психологов. В одних случа­ях психолог приходил к детям в палату, в других — работал в специально приспособленных кабинетах и помещениях. Каждая встреча детей с психологом продолжалась в среднем от 30 до 45 мин.

Помимо случаев, когда психологи сами диагностировали состояния детей, информация о психических нарушениях и дискомфорте детей поступала от родителей и воспитателей.

Исключительность ситуации требовала от психологов ока­зания экспресс-помощи как можно большему числу детей. Включение в общение по поводу предлагаемой деятельности (игра, лепка, рисование и др.) позволяло работать как с од­ним, так одновременно и с несколькими детьми (до 5). Во всех указанных видах деятельности с помощью психолога ор­ганизовывалось отреагирование — символическая переработка психотравмирующих запечатлений.

Дети с разными аффективно-шоковыми реакциями (двига­тельное возбуждение и ступор) нуждались в различных пси­хологически обоснованных подходах. Однако дети всех кате­горий поддавались воздействию психолога — с ними устанав­ливался контакт по поводу той или иной деятельности, и они поэтапно продвигались к нормальному психическому состоя­нию.

Включение в деятельность и непосредственное общение с психологом организует возбужденных и выводит из ступора заторможенных, что является позитивным началом психо-коррекционной работы.