Общение по поводу предлагаемой деятельности — сообразуемое с возрастной психологией — повод для продолжения диагностического обследования детей. Путем контакта в связи с принятыми ребенком видами деятельности устанавливался характер эмоциональных нарушений. Спитакское землетрясение создало условия для развития разнообразных страхов у детей: страх угрозы жизни, страх смерти, диффузный страх опасности. Особое место занимает сейсмофобия — распространенное переживание страха перед возможным землетрясением и переживание прошедшего землетрясения. Дети (в большом числе случаев) говорят о картинах разрушающихся домов, трупов, крови, о преследующих звуковых образах криков о помощи и ужаса. Эти образы особенно ярко возникают, как только начинает одолевать сон. Ребенок в ужасе вскакивает. Этому сопутствуют головная боль, головокружение, чувство тошноты и др. По своему характеру переживаемые образы — эйдетические, которые «застревают» в психике и которые следует выводить наиболее эффективными для каждого ребенка техниками. Общение с детьми обнаружило также усиление суггестии и актосуггестии. Подражательность и внушаемость — возрастные характеристики детства, однако под влиянием стресса эти феномены резко усиливаются; были обнаружены массовые страхи детей перед темнотой, перед «опасным человеком», перед возможным землетрясением и другие страхи. Угнетающие образы преследовали детей в первые недели после катастрофы, а также спустя месяц и более. В случае соединения детей в условиях жизни в пионерском зимнем лагере (п/л «Звенигородка») наблюдалось взаимное внушение окружающей опасности. При этом массовое сознание детей было сужено и все оценки и отношения к окружающей действительности опосредствовались через ситуацию землетрясения («Если будет землетрясение, «икарус» удержится?» «А высотный дом выдержит землетрясение?» «А памятник Пушкину устоит, если будет землетрясение?» и т. д.).
Наблюдалась серьезная невротическая симптоматика, проявлявшаяся, по преимуществу, в вечернее и ночное время. У детей сохраняются сейсмофобия, клаустрофобия, страх высоты и пр.
Стр. 6
Дети астенизированы. Повышенная впечатлительность и возбудимость провоцирует агрессивные и депрессивные реакции и соответствующее поведение.
Психологическая экспресс-помощь детям. Психологи работали в Армении, в п/л «Звенигородка» и п/л «Орленок». Для оказания психологической помощи детям использовались многообразные варианты апробированных в мировой и отечественной практике методов.
В зависимости от характера учреждения, в котором находились дети (больница, пионерский лагерь, пансионаты, где дети жили вместе с родственниками), была договоренность с администрацией о режиме работы психологов. В одних случаях психолог приходил к детям в палату, в других — работал в специально приспособленных кабинетах и помещениях. Каждая встреча детей с психологом продолжалась в среднем от 30 до 45 мин.
Помимо случаев, когда психологи сами диагностировали состояния детей, информация о психических нарушениях и дискомфорте детей поступала от родителей и воспитателей.
Исключительность ситуации требовала от психологов оказания экспресс-помощи как можно большему числу детей. Включение в общение по поводу предлагаемой деятельности (игра, лепка, рисование и др.) позволяло работать как с одним, так одновременно и с несколькими детьми (до 5). Во всех указанных видах деятельности с помощью психолога организовывалось отреагирование — символическая переработка психотравмирующих запечатлений.
Дети с разными аффективно-шоковыми реакциями (двигательное возбуждение и ступор) нуждались в различных психологически обоснованных подходах. Однако дети всех категорий поддавались воздействию психолога — с ними устанавливался контакт по поводу той или иной деятельности, и они поэтапно продвигались к нормальному психическому состоянию.
Включение в деятельность и непосредственное общение с психологом организует возбужденных и выводит из ступора заторможенных, что является позитивным началом психо-коррекционной работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.