Рисуночные техники применяют в основном с детьми в возрасте от 4 до 15 лет, в более старшем возрасте рисунок становится менее спонтанным, более конвенциональным. Некоторые методики, особенно в клинических обследованиях, используют и со взрослыми (например, «несуществующее животное», «человек», «дом — дерево — человек» и др.).
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные рисуночные методики.
К. Маховер для исследования личностные особенностей испытуемого предложила рисуночную пробу «Нарисуй человека» (25).
Испытуемому дают карандаш, бумагу и просят нарисовать человека. Экспериментатор следит за последовательностью изображения, а также вербальными и невербальными реакциями, возникающими в процессе рисования. Завершив задание, испытуемый получает инструкцию нарисовать человека противоположного пола по отношению к первому рисунку. Затем испытуемого просят придумать рассказ о каждом изображенном, как если бы он был персонажем пьесы или романа. В последующей беседе испытуемому задают вопросы о поле, возрасте, роде занятий, семье и других особенностях изображенных персонажей.
Интерпретация носит качественный характер и опирается на такие особенности рисунка, как размеры фигуры, пропорциональность отдельных частей туловища, последовательность
Стр. 121
рисования, расположение на листе, особенности линий, штриховка, наличие линии опоры, изображение одежды, фронтальный или профильный угол зрения, количество деталей, исправления, стирания.
Маховер считает, что изображаемая испытуемым фигура тесно связана с его собственными проблемами и конфликтами. «В некотором смысле нарисованная фигура является самим человеком, а лист бумаги соответствует его окружению. Это грубая формулировка, но она хорошо служит как рабочая гипотеза» (25, с. 181).
Маховер основывает свою интерпретацию на анализе 1000 рисунков, проверявшихся в клинических условиях, но, по мнению А. Анастази, ее интерпретация недостаточно теоретически разработана (1, т. 2, с. 198). Анастази отмечает, что работы по валидизации теста, проведенные другими исследователями, дали противоречивые результаты. Оценки целого рисунка оказались более надежными и валидными, чем оценки по конкретным деталям изображения.
Вопрос о валидности рисуночных методик — частый предмет научных споров. Нам представляется очень интересной позиция П. В. Яньшина (22). Он считает, что в основе способов валидизации лежит искусственное вычленение отдельных признаков рисунка. В этом заключено противоречие между изначальной методологической установкой проективного направления на исследование уникальной целостности личности и способами валидизации, основанными на номотетическом подходе.
«Валйдизация рисуночных проективных методов, — считает автор,по существу (выделено Яньшиным) заключается в разработке теории невербального языка, опосредующего коммуникативный процесс «испытуемый — экспериментатор» в проективной ситуации. Только в этом случае могут приобрести свое истинное значение частные корреляционные связи параметров рисунка и параметров личности» (22, с. 46).
В качестве обоснования своей интерпретации теста «Нарисуй человека» Маховер приводит следующие положения.
1. Все психические состояния находят то или иное выражение в телесных проявлениях. Это относится и к выражению эмоций в мимике и пантомимике, и к конституциональным особенностям, связанным с теми или иными характеристиками темперамента. Все эти телесные проявления внутренней жизни сознательно или неосознанно «считываются» с партнера по общению и являются дополнительным языком общения. Маховер считает, что при изображении человека этот невербальный язык будет использоваться в рисунке для передачи собственного состояния, образа «Я» автора. К тому же каждая часть тела имеет свое специфическое функциональное значение и связана с особенностями деятельности человека.
Стр. 122
2. В процессе жизнедеятельности некоторые части тела могут приобрести особую значимость и стать как бы центром выражения эмоций. Это особенно проявляется у невротиков и лиц с физическими недостатками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.