Хотя у ребенка еще нет мировоззрения (Л. С. Выготский), нет активной воли, он не строит еще связной системы личностных смыслов, но мы говорим о личности ребенка.
Первое рождение личности осуществляется внутри следующей структуры:
БЫЛ ДОЛЖЕН
Я – ПЕТЯ – ХОРОШИЙ – МАЛЬЧИК – ЕСТЬ – ИМЕЮ
БУДУ ПРАВО
Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения, активной воли, с построением связанной системы личностных смыслов.
И здесь имеют значение «Я — образ», самооценка и самосознание, ориентации на свой пол и ориентации человека во времени. Прошлое человека создает свои особые «фиксирован-
Стр. 166
ные установки» (Д. Н. Узнадзе), которые определяют особенности ценностных ориентации. Как и прошлое, будущее составляет «наличное в личности» (А. Н. Леонтьев). Однако второе рождение освобождает от непосредственной зависимости человека от потребности в положительных эмоциях от других и от притязания на признание. Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе.
В экспериментальных работах, проводимых под руководством В. С. Мухиной (В. Рахматшаева, С. Рыжикова, Н. Алексеева), доказано, что деятельность учителя, базирующаяся на когнитивном уровне как доминирующем, не является продуктивной, если к нему не подключен уровень эмоционального воздействия.
Сквозь призму эмоционально-действенного уровня нравственное развитие выступает в экспериментальных работах С. Г. Якобсон, когнитивно-действенный аспект явно просматривается в исследованиях Е. В. Субботского.
В указанных работах получено много важных и интересных данных, так, в целом ряде исследований показано, что высокий когнитивный уровень (вербализованное поведение) не всегда соответствует реальному поведению, в котором преобладает эгоистическая направленность, выявлена связь между стилем взаимоотношений в семье и уровнем нравственного развития ребенка, показана роль действенных позитивных и негативных эталонов в воспитании, выявлена роль каждого в отдельности из упомянутых уровней нравственного развития.
В работах советских педагогов констатируется то значение, которое приобретает нравственное развитие личности на современном этапе, однако педагогическое экспериментальное воздействие имеет в большинстве случаев разлитый комплексный формирующий характер, и остается неясным, за счет чего достигается тот или иной уровень нравственного формирования, следовательно, воспитателю по-прежнему остается опираться скорее на интуицию, чем на точное знание, а педагогическое воздействие остается искусством одиночек, а не наукой, способной вооружить каждого исследователя. Остается нерешенной проблема превращения нравственных норм из внешних ограничителей во внутренние, неясно, какая сфера жизни и деятельности оказывает преимущественное влияние на нравственное развитие ребенка. Не ясен вопрос о том, какой из аспектов нравственного развития необходимо формировать на определенном возрастном этапе, не выявлены сензитивные периоды в нравственном развитии.
Кроме того, открытым и важным остается вопрос о воспитании в личности способности к выбору поведения, способности совершать нравственные поступки в ситуации, требующей немедленного выбора поведения или провоцирующей личность
Стр. 167
на аморальный поступок. Способность к свободе выбора, способность преодолевать препятствия и действовать индивидуально, варьировать всеобщие вопросы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям остается важнейшей задачей нравственного воспитания, стоящей перед советскими психологами и педагогами.
Обзор зарубежных теорий морального развития позволяет говорить о том, что в этих теориях представлены условия, механизмы, компоненты нравственного развития, однако все они существуют изолированно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.