норируя какие-либо замечания. Обнаруженные вещи с интересом показывают остальным детям, высказывая свои суждения: «О! Богатая! Тетя богатая! Какая богатая!», «А мне принесешь такую книжку?», «А когда ты придешь?».
В это время менее инициативные дети толпятся друг возле друга, не имея смелости вступить в контакт с новым взрослым. Они в некотором оцепенении следят за всеми действиями своих активных товарищей.
Получив что-нибудь вкусное, дети постепенно расходятся. Большинство из них внешне как бы утрачивает интерес к новому человеку. Лишь два-три ребенка после получения гостинца продолжают оставаться возле взрослого, проявляя к нему интерес.
Следует отметить, что дети, получившие угощение или же испытавшие ласковое к себе отношение, обязательно сообщают об этом своему воспитателю: «А мне тетя конфетку дала!», «А тетя меня поцеловала!».
У многих детей после особого внимания со стороны работников детского дома (например, были в гостях на выходные) проявляются отрицательные формы поведения: зазнайство, неуступчивость, обособленность. Побывав в гостях, например у одного из воспитателей, они становятся ласковыми и внимательными по отношению именно к данному воспитателю. Однако нередко после подобного «любовного» отношения дети проявляют определенную практичность, стараясь извлечь из этих отношений выгоду: «А я сегодня буду дежурить?», «А конфету дашь?», «Поцелуй меня!», «Ты что принесешь?»
Негативное поведение (хвастливость, агрессивность, замкнутость) отмечается также у большинства детей после посещения их родственниками,
Приведем одно из протокольных наблюдений.
Вова Г. (6,4). Сообщение воспитателя о приходе бабушки к Вове вызвало среди детей сильное возбуждение. Алеша М. одним из первых побежал к бабушке, за ним еще несколько ребят. Сам Вова внешне степенно, без суеты последовал за товарищами (до этого большинство детей были увлечены игрой. После прихода гостя остался играть в группе только один ребенок).
Дети, окружившие бабушку и сидящего на ее коленях Вову, ведут себя очень беспокойно, расталкивают друг друга. Каждый из желающих вступить с бабушкой в общение перебивает другого: «Подожди, я расскажу», «Дура!», «А у меня какой бантик!», «Мы сегодня купались!» и т. п. При этом Вова, ответив на ласку бабушки лишь только улыбкой, сразу тянется к ней в сумку. Получив гостинец, полностью переключается на него. Заботливое отношение бабушки принимает демонстративно снисходительно. Попытка Алеши М. без разрешения взять из кулька конфету вызывает у Вовы бурное не-
Стр. 54
годование. Он быстро выхватывает из рук Алеши конфету, возмущенно кричит: «Че воруешь!» Предложение бабушки угостить товарища вызывает недовольство: «Он ворует всегда!»
После ухода бабушки Вова ведет себя агрессивно и высокомерно по отношению к сверстникам. Он устраивает «охоту» на тех детей, которые (по словам товарищей, добивающихся его расположения) «воровали» конфеты, принесенные ему. При этом, побив одного «виновного» (бьет его ногой без предупреждения и пощады), он в сопровождении группы из трех-четырех ребят проявляет последовательность в поисках очередного «виновника». С силой ударив жертву, произносит торжествующим голосом: «Так, этот получил. Еще кто?»
На возмущение взрослого отвечает с уверенностью в правильности своего поведения: «Пусть он не ворует. Видели, как он из моих гостинцев брал конфеты». Говорит с надменным выражением лица, с резкой, жесткой интонацией в голосе. Присутствие взрослых его не смущает. Обнаружив очередную жертву, он с таким же хладнокровием бьет его в ногу, как и предыдущих детей.
Наказанный, Вова сидит с тем же холодно-отчужденным выражением на лице. Сверстники, сопровождавшие его, находятся рядом с ним.
Из наблюдения следует, что на развитие негативных форм поведения у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, влияют отрицательные черты характера тех сверстников, которые имеют определенное преимущество в своем положении (возможность постоянного контакта со своими близкими или бывают чаще в гостях у кого-либо из работников детского дома).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.