Критериями зрелой личности в аспекте звена психологического времени структуры самосознания являются, на наш взгляд, умение относиться к любому своему возрасту как к ценности, как к закономерному этапу своего жизненного пути, и в каждый данный момент жизни максимально использовать позитивные возможности и учитывать негативные аспекты того или иного возраста.
В работе использовался анализ данных как опубликованных дневниковых наблюдений, так и материалов собственных наблюдений за детьми в возрасте от 1 года 6 мес. до 7 лет.
Для целей исследования была разработана и апробирована специальная методика. Ребенку задавался вопрос: «Кем лучше быть — взрослым или ребенком? Почему?» Далее ему предлагали ситуацию: «Вот придет к тебе волшебник и скажет, что он умеет превращать детей в больших, взрослых или в маленьких. В кого ты захочешь превратиться — в маленького ребенка, во взрослого или захочешь остаться таким, какой ты есть?» После ответа мы просили ребенка обосновать выбор возраста.
Всего в исследовании приняло участие 240 детей в возрасте от 3 до 11 лет. Ввиду сложности второй части основной методики она использовалась в работе с детьми старше 4 лет.
В отдельных случаях мы проводили углубленное психоло-
Стр. 102
гическое обследование личностных особенностей детей. Для этого использовались методики: 1) «Лесенка» (для исследования самооценки и представлений ребенка об отношениях к нему других людей); 2) рисуночные пробы («Дом — дерево — человек», «Кинетический рисунок семьи»); 3) САТ (детский вариант тематического апперцептивного теста); 4) тест школьной тревожности; 5) анализ рисунков ребенка на темы «Какой я был маленький», «Какой я сейчас», «Каким я буду, когда вырасту»; 6) тест временной перспективы; 7) «цветик-семицветик» (для исследования потребностей сферы); 8) беседы с родителями 'и педагогами.
По данным дневников, ребенок высказывает соображения относительно своего возраста уже на третьем году жизни.
Из дневника Л. Пантелеева. «Мама, укладывая тебя спать, говорит тебе:
— Маленькие дети должны спать в маленьких кроватках.
— Маша (2,1,19)* большая, — отвечаешь ты.
— Большая? А разве большие дети когда-нибудь пи-пи в штанишки делают?
— Маша маленькая, — говоришь ты» (14).
Из дневника М. Стахорской. «Это такая простая вещь и ты не знаешь, Бог слетает в пустыню». Тетя Надя улыбнулась и заметила, что Масик (4,11) ничего не понимает и не знает. Масик протянул ручку вперед и обиженно заявил: «В четыре года разве можно все понимать?» (3).
Ребенок считает себя большим или маленьким, причем эти слова несут в себе явный оценочный смысл. Называние ребенком себя большим или маленьким зависит от его наличных потребностей — он может называть себя по необходимости большим или маленьким, выгадывая себе тем самым определенные преимущества. Ребенок может называть себя маленьким для того, чтобы оправдать свои недостатки, неумения, незнания.
Из дневника В. С. Филатова. Андрей (4,0,5): «Утром, когда я хотел его причесать, заявил: «Не надо, не надо мне помогать, я сам, я могу без твоей помощи сделать. Я хочу как взрослые причесываются, как папа» (19).
Из дневника А. Д. Павловой. Адик (3,9,16): «Мама, если я весь суп съем, я буду большой, как папа! Помори, помори, какой я-то!» — быстро вскакивает из-за стола, вытягивается во весь свой рост и убеждает взглянуть на него. «И ножки большие!» — восклицает с гордостью» (13).
Из дневника Л. Пантелеева. Маше (3,3,12) «сказали, что если будешь есть — вырастешь большая.
Часто прибегает ко мне и очень смешно показывает, как она выросла: вытягивается на цыпочках, при этом выпячивает
* Здесь и далее цифры в скобках обозначают количество лет, месяцев, дней ребенка.
Стр. 103
живот, таращит глаза, шейные сухожилия напрягаются, рот почему-то тоже участвует в этой демонстрации роста — растягивается чуть ли не до ушей» (14).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.