Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 86

Наконец, есть еще более высокий уровень интеграции лич­ности — мировоззренческий. Он включает генерализированные отношения человека, пронизывающие все сферы его жизне­деятельности. Сюда входят такие образования, как направлен­ность личности, временная перспектива, смысл жизни, само­сознание в широком смысле значения этого слова — как осо­знание человеком своего места в мире. Психология еще не вы­работала четкой системы понятий для анализа этих сложных образований. Однако ясно, что именно мировоззренческий компонент в максимальной степени характеризует зрелую личность.

В заключение следует особо остановиться еще на одном принципиальном вопросе,   касающемся   противоречивого характера требований, предъявляемых к человеку его окру­жением. Человек постоянно находится в поле воздействия полярных по направлению сил. Можно говорить о противоре­чивой природе человека, которая является отражением диа­лектики жизни. Хотя, конечно, .источники противоречий кро­ются как в столкновении несовместимых требований, исходя­щих из социальной среды, так и в конфликте инди­видуальных потребностей.   Разнообразные воздействия на поведение человека сложно переплетаются, образуя диалекти­ку природного и культурного, непосредственного и опосредо­ванного, личного и общественного, сиюминутного и перспек­тивного. Личность как интегратор психической жизни, во-первых, все эти воздействия прямо или косвенно отражает, во-вторых, так или иначе согласует их друг с другом. Как уже отмечалось, способность человека разрешать противоре­чия свидетельствует о его личностной зрелости. Это не озна­чает, что такая личность полностью бесконфликтна. Просто, как верно указывает К. А. Абульханова-Славская, основные от­ношения личности не должны быть противоречивы (1, с. 158).

Стр. 140

Умение находить компромисс в столкновении противопо­ложных побуждений, способность чувствовать меру — вот высший критерий психической адаптации. При этом искомая мера всегда индивидуальна, а прописные моральные истины чересчур абстрактны, если речь идет о конкретном поведении конкретного индивида. Понятными становятся и трудности дать логически непротиворечивое описание зрелой личности в терминах черт. Возьмем приведенный выше перечень. Наря­ду с целеустремленностью и настойчивостью, в нем присут­ствует такое качество, как гибкость в выборе средств. Фор­мально-логически эти свойства 'вроде бы исключают друг дру­га. Реально же психологически совмещение этих требований— задача, которую постоянно решает человек, который стремит­ся достигнуть чего-то значительного. Без второго условия на­стойчивость превращается в ригидность. Если не выполняет­ся первое, то перед нами «человек-флюгер», которого не назо­вешь зрелой личностью.

Примеры можно продолжить. Уверенность в своих силах и адекватная самооценка—тоже векторы разнонаправленные. Адекватная самооценка предполагает осознание своих недо­статков, предела своих возможностей. В основе ее лежит кри­тичность по отношению к самому себе. Уверенность в своих силах проистекает из положительной оценки собственных достижений, из надежд, возлагаемых на будущее. Высокий, но не завышенный уровень притязаний, характерный для зрелой личности, представляет собой результат компромис­са между ними. Уклонение как в одну, так и в другую сто­рону ведет к снижению адаптивных возможностей личности, свидетельствует о ее недостаточной зрелости. Могут ли соче­таться твердые моральные принципы с реалистическим взгля­дом на вещи, достаточной гибкостью, независимостью сужде­ний, с терпимостью к людям? Разумеется, могут, но конечно же не механически, ибо и здесь заложены противоположные тенденции. Все дело опять в мере, в способности идти на компромисс, не поступаясь главным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность  и психоло­гия личности. М., 1980.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

3. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатии. М., 1933.

4.Гельвеций К.-А. Счастье. М., 1987.

5. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.