Наконец, есть еще более высокий уровень интеграции личности — мировоззренческий. Он включает генерализированные отношения человека, пронизывающие все сферы его жизнедеятельности. Сюда входят такие образования, как направленность личности, временная перспектива, смысл жизни, самосознание в широком смысле значения этого слова — как осознание человеком своего места в мире. Психология еще не выработала четкой системы понятий для анализа этих сложных образований. Однако ясно, что именно мировоззренческий компонент в максимальной степени характеризует зрелую личность.
В заключение следует особо остановиться еще на одном принципиальном вопросе, касающемся противоречивого характера требований, предъявляемых к человеку его окружением. Человек постоянно находится в поле воздействия полярных по направлению сил. Можно говорить о противоречивой природе человека, которая является отражением диалектики жизни. Хотя, конечно, .источники противоречий кроются как в столкновении несовместимых требований, исходящих из социальной среды, так и в конфликте индивидуальных потребностей. Разнообразные воздействия на поведение человека сложно переплетаются, образуя диалектику природного и культурного, непосредственного и опосредованного, личного и общественного, сиюминутного и перспективного. Личность как интегратор психической жизни, во-первых, все эти воздействия прямо или косвенно отражает, во-вторых, так или иначе согласует их друг с другом. Как уже отмечалось, способность человека разрешать противоречия свидетельствует о его личностной зрелости. Это не означает, что такая личность полностью бесконфликтна. Просто, как верно указывает К. А. Абульханова-Славская, основные отношения личности не должны быть противоречивы (1, с. 158).
Стр. 140
Умение находить компромисс в столкновении противоположных побуждений, способность чувствовать меру — вот высший критерий психической адаптации. При этом искомая мера всегда индивидуальна, а прописные моральные истины чересчур абстрактны, если речь идет о конкретном поведении конкретного индивида. Понятными становятся и трудности дать логически непротиворечивое описание зрелой личности в терминах черт. Возьмем приведенный выше перечень. Наряду с целеустремленностью и настойчивостью, в нем присутствует такое качество, как гибкость в выборе средств. Формально-логически эти свойства 'вроде бы исключают друг друга. Реально же психологически совмещение этих требований— задача, которую постоянно решает человек, который стремится достигнуть чего-то значительного. Без второго условия настойчивость превращается в ригидность. Если не выполняется первое, то перед нами «человек-флюгер», которого не назовешь зрелой личностью.
Примеры можно продолжить. Уверенность в своих силах и адекватная самооценка—тоже векторы разнонаправленные. Адекватная самооценка предполагает осознание своих недостатков, предела своих возможностей. В основе ее лежит критичность по отношению к самому себе. Уверенность в своих силах проистекает из положительной оценки собственных достижений, из надежд, возлагаемых на будущее. Высокий, но не завышенный уровень притязаний, характерный для зрелой личности, представляет собой результат компромисса между ними. Уклонение как в одну, так и в другую сторону ведет к снижению адаптивных возможностей личности, свидетельствует о ее недостаточной зрелости. Могут ли сочетаться твердые моральные принципы с реалистическим взглядом на вещи, достаточной гибкостью, независимостью суждений, с терпимостью к людям? Разумеется, могут, но конечно же не механически, ибо и здесь заложены противоположные тенденции. Все дело опять в мере, в способности идти на компромисс, не поступаясь главным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
3. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатии. М., 1933.
4.Гельвеций К.-А. Счастье. М., 1987.
5. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.