Ребенок расплачивается за адаптацию распадом эмоциональных связей с близкими, искажениями в механизмах установления идентификации.
В детском доме подросток вынужден присваивать нормы поведения и отношений, в том числе и взаимоотношений между полами, которые складываются в зависимости от уровня воспитательной работы. Можно было наблюдать, как чисто формальный подход к организации жизнедеятельности детей приводил к потере эмпатийного контакта между взрослыми и детьми (особенно в старших группах). Возникающие барьеры, смысловые и эмоциональные, делают невозможным реальный контроль и воздействие взрослых на развитие отношений между подростками. В результате в детской среде формируется субкультура отношений обособления.
В. С. Мухина выделяет две противоречивые тенденции: обособление от внешней среды (на основе идентификации «мы — детдомовцы»), и отчуждение, обособление друг от друга в своей среде, в том числе и обособление по признаку пола. Последнее приводит к искажениям в восприятии друг друга, возникают серьезные и устойчивые барьеры в понимании и принятии представителей другого пола.
Психосемантические исследования субъективной репрезентации полового диморфизма подтвердили наличие в сознании подростков детского дома неадекватности в восприятии другого пола, своего пола, и себя, как представителя данного пола. Эти исследования также позволили выйти на изучение проблемы соотношения категориальной структуры полового диморфизма в сознании подростка и аффективного переживания реальной социальной ситуации взанмоотношений полов.
В полученных результатах факторного анализа первого этапа исследований в группе мальчиков из детского дома по объекту «Мальчики» был выделен фактор «Тревожность» (тре-
Стр. 184
вожность — 0,90; робость — 0,82; опасность — 0,78; грубость — 0,70; на противоположном полюсе — смелость, сила).
Эти данные совпадают с наблюдениями. Мальчишеская среда значительно более агрессивна, более отгорожена от влияния взрослых (в основном женского педагогического коллектива).
В группе девочек по тому же объекту был получен амбивалентный фактор «Тревожность — доброта» (в данный фактор также вошли шкалы: ум — 0,71, сила — 0,69, активность — 0,66).
В оценке своего пола девочки также актуализируют тревожность в факторе «Послушность — тревожность» (на противоположном полюсе фактора: доброта — 0,13). В первом факторе по объекту «Девочки» у мальчиков шкала «тревожность» (0,52) оказалась на противоположном полюсе фактора «Сила».
Оба пола актуализируют тревожность в восприятии представителей своего пола. Половой диморфизм в восприятии другого пола по этому важному для подростков показателю проявляется в том, что мальчики в отличие от девочек отрицают его наличие у последних. В данном случае метод личностного дифференциала не позволил определить содержание фактора «Тревожность»: это могут быть и чувства, которые вызывает противоположный пол, и экстрариоризированная идентификация с другим полом у девочек, и обособление у мальчиков.
В любом случае противоположный пол мальчики детского дома воспринимают как более благополучный. Наблюдения этот вывод подтверждают.
Если у мальчика-подростка нет возможности установить тесный эмпатийный контакт с педагогом-мужчиной (опосредованного значимой для подростка деятельностью), то, с возрастом, отдаляясь от женской опеки воспитательницы, он замыкается в среде сверстников и идентифицируется со старшими подростками, как правило, из асоциальной группы, наиболее активной и влиятельной в его среде, от которой он находится в полной зависимости. В своих крайних формах отношения в таких группах строятся на приемах уголовной психологии с властью агрессивного лидера и его приближенных — беспрекословными исполнителями его воли и обязательным отверженным. В условиях примитивной группы идентификация и обособление личности происходит также на примитивном уровне: «Мы» в противопоставлении «Они» (6; 40).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.