В XX столетии, особенно в его второй половине, доминирует проблема морального, нравственного формирования личности и ею пронизаны психологические, социологические, этические, философские науки.
Социальная значимость проблемы обусловлена возрастанием роли нравственных регуляторов поведения на протяжении всего века, который ознаменовался дальнейшим разрушением традиционалистских стереотипов ориентации личности. Кризисный характер экономического, социального и политического развития, приведший к двум мировым войнам и многочисленным локальным военным конфликтам на протяжении века, разрушение либерально-гуманистических, технократических, модификация националистических моделей воспитания и социального поведения стимулировали поиски обусловленности нравственного поведения.
Научно-технический прогресс нашего столетия до недавнего времени создавал 'иллюзию беспредельных возможностей науки, стремление использовать природные ресурсы, «взять от природы» как можно большее количество благ для человечества. Однако вслед за этими иллюзиями наступал и период отрезвления, разочарования.
Человечество столкнулось с обратной стороной научно-технического прогресса в газовых камерах, под бомбами цепелинов. Повседневное использование достижений науки не только опровергало первоначальные надежды, но и рождало осознание негативных последствий ее использования. Былая уверенность в способности научного разума решить социальные проблемы сменилась, особенно среди молодого поколения,
Стр. 160
мрачным пророчеством о неизбежном торжестве бездушного, обезличенного начала над духовными аспектами человеческой жизни. Рождается множество молодежных «неформальных» объединений, выражающих либо протест против самой науки, либо пассивную позицию невмешательства, либо желание прогнозировать возможные варианты жизни в том, мрачном будущем, в котором, возможно, им предстоит жить после великой человеческой катастрофы.
В науке, искусстве, обыденной реальности формируются две тенденции понимания нравственного развития человека — гуманистическая, с одной стороны, а с другой — антогонистическая, расистская, агрессивная.
В социалистическом обществе еще более острым становится вопрос о формировании механизмов, обеспечивающих устойчивое стремление личности к самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю, критической переоценке личностью всего ею достигнутого на предыдущем этапе деятельности и готовности видоизменять профессиональные и социально-бытовые навыки в соответствии с новыми реалиями общественной жизни, воздействием на нее научных, психологических, коммуникационных и иных последствий технического прогресса.
Современная техника предъявляет все более высокие требования как к профессиональным знаниям и навыкам личности, так и к умению оптимально воспользоваться ими в минимальный отрезок времени. Внутренняя готовность личности профессионально действовать таким образом, чтобы снизить до минимума возможный ущерб для общества в силу технологической аварии, становится важнейшим звеном не только профессиональной подготовки молодежи на многих участках производственной и общественно-политической деятельности.
Эта внутренняя готовность, равно как и самокритичность, способность к борьбе за утверждение нового, умение личности правильно оценить соотношение своего участка профессиональной и общественной деятельности с потребностями и задачами общественного целого, наметить и определить последовательный план своего полнокровного соучастия в жизни общества ставит конкретные задачи нравственного формирования личности.
Процесс революционной перестройки в нашей стране выявил зависимость, существующую между ценностной мотивацией политических, экономических, технических и иных производственных решений, форм общественно-производственной деятельности и характером ее общественных последствий. Выявилось также воспитательное влияние мотивации деятельности среди представителей старших поколений для молодых людей, вступающих в сознательную жизнь. Преемственность нравственной культуры подразумевает вместе с тем, что нравственные достижения предшествующих поколений восприни-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.