Л. С. Выготский подчеркивает, что формирование высших психических функций определяется социальными условиями, условиями социального общения, социальными отношениями. Общество выступает как основной определяющий фактор в поведении людей. Все высшие психические функции есть интериоризированные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. И это относится не только к процессу исторического развития поведения, но и к нравственному развитию психики. Л. С. Выготский устанавливает следующую последовательность: сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими и, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя.
А. Н. Леонтьев исходит из марксистских положений о социальном происхождении личности. Он пытается проникнуть в ядро личности: что есть личность. Он показывает, что личность и индивид как носитель личности — это не одно и то же. Личность, по Леонтьеву, — это системное качество индивида, обладающее сверхчувственностью, индивид представлен во плоти и крови, он обладает чувственностью. Личность — это некое духовное образование, индивидуализирующее человека, личность — носитель мировоззрения. Личностные смыслы, мотивы, иерархия мотивов, по А. Н. Леонтьеву, есть идеология. Системное качество индивида — это его отношение, его позиция. Леонтьев отделяет индивида от личности, первым вводит понятие «фактор места», определяя внешний и внутренние факторы, от которых зависит индивидуальное развитие личности.
Значительный интерес представляют работы В. С. Мухиной. Анализируя вопросы, связанные с ценностными ориентация-ми, включающими и ориентации на нравственную нормативность, она отмечает, что интериоризация общественно значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане. Ценностные ориентации обнаруживают себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Развитие ценностных ориентации личности связано с общими закономерностями социального развития. Социальное развитие идет по двум, детерминирующим друг друга, направлениям: развитие ценностных ориентации с нормативами взаимоотношений людей друг с другом; развитие ценностных ори-
Стр. 165
ентаций, связанных с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Этот процесс в онтогенезе осуществляется через посредника (взрослого) и через соучастника усвоения нормативов (ровесника). Отношения со старшими возникают у ребенка практически сразу, несколько позднее устанавливаются отношения ребенка с ровесником. С развитием субъекта обе формы поведения сливаются в единую, которая и закрепляется как зависимость от объекта непосредственного общения. Через взаимодействие с другими ребенок усваивает систему ценностей, существующую в культуре и обретает личностно значимые ориентации на нормативы социальной культуры, у ребенка формируется определенная структура сознания; в ее основу ложится выделение себя как носителя определенного имени (или собственное местоимение «Я»), и определенного физического облика. Психологический «Я — образ» формируется через эмоционально-положительное (или эмоционально-отрицательное) отношение к людям и через изъявление своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. В раннем и дошкольном возрасте начинает также 'проявляться притязание на признание, имеющее как позитивное направление развития, так и негативное.
В это же время у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Определяющее значение имеет также жизнь человека во времени. Для человека -прошлое, настоящее, будущее — это не просто течение времени, но осознание себя в жизни (в прошлом, настоящем, будущем), выбор жизненной позиции, выбор смысла жизни, построение своих, индивидуальных, ценностных ориентации. Принципиальное значение имеет формирование чувства долга — основы социальной активности личности, ее мировоззрения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.