А Френч, учитывая особенности психологической диагностики, предложил даже отказаться от этого термина: «Формально постановка диагноза основывается на классической аристотелевой логике. Если мы говорим, что индивидуум относится к классу X, мы тем самым утверждаем, что он обладает всеми характеристиками класса Х. Диагноз сводит вместе этиологию, патогенез, синдром и типичное лечение. Такой подход бесполезен, когда мы имеем дело со сложными, множественно детерминированными, длительно протекающими процессами, такими, как в детской и семейной психологии. Более того, психиатрические ярлыки такие, как шизофрения, или гиперактивность, трагичны для ребенка, потому что мы имеем дело с развивающимся организмом (7). А, Френч предлагает лишь последовательность пунктов сбора необходимой информации:
Стр. 143
1. Объективная информация о семье (состав семьи, психиатрический анамнез ее членов, социо-экономический статус и т. д.).
2. История актуальной психологической проблемы.
3. Здоровые поведенческие паттерны ребенка и родителей.
4. Истоки актуальной проблемы (генеалогическое дерево семьи, история социального развития каждого члена, история брака).
5. История развития ребенка (беременность, детство, развитие).
6. Эволюция личности.
7. Факторы взаимодействия (эволюция роли и самооценки) :
а) взаимодействие с семьей;
б) другие взаимодействия;
в) история психической травмы.
8. Клинические наблюдения в процессе терапии:
а) тип темперамента;
б) стиль решения проблем;
в) аффект;
г) поведение во время бесед;
д) обследование психических функций.
9. Поведение семьи во время совместных обсуждений.
10. Оценка семьи и терапевтический план.
В литературе встречаются диагностические описания двух типов. Первый тип — беглый анализ случая и подробное описание психологического обследования (9). Например, как выглядит — психологическое заключение по результатам обследования мальчика Барри 9 лет. (Жалобы на школьную неуспеваемость.) Использованы тесты:
— тест Векслера для детей;
— словарный картиночный тест Пибоди;
— шкала социальной зрелости Винеланда;
— гештальт-репродукции;
— прожективный рисунок;
— тест Роршаха;
— черные картинки;
— тест незаконченных предложений.
Качественные наблюдения. Создается впечатление, что Барри моложе своего возраста. Тестировался охотно, но быстро утомлялся, был беспокойным. Во время тестирования гиперактивность возрастала. Не мог сидеть спокойно, бегал по комнате или лежал на столе. Когда его просипи слезть со стола, он встревожено спрашивал: «Ты сердишься?» Интереса и внимания не наблюдалось. Несколько раз прерывал психолога и пытался рассказать о походе в зоопарк. (Далее подробное описание бедной речи, нарушенной моторной координации, особенно мелких движений.)
Стр. 144
Исследования интеллекта: 10—70, выполнение тестов на интеллект указывает на нарушения интеллектуального развития органического генезиса. Развитие моторных координации и пространственного восприятия — на уровне 5 лет.
Социальная зрелость — 52 (цифры указывает на социальную незрелость).
Эмоциональные характеристики. Очень ярко проявились черты тревожности. На первый план выступили умственная отсталость и конфликт в эмоциональной сфере, происходящий из-за нарушенных отношений с матерью. Родители не хотят признавать, что ребенок — умственно отсталый, и Барри старается соответствовать завышенным ожиданиям. Он агрессивен в отношении к своим родителям и испытывает чувство вины за эту агрессию.
Психологический диагноз — средняя умственная отсталость, эмоциональная дисгармония, слабый контроль за импульсивностью.
Рекомендации. Медикам — неврологическое обследование и ЭЭГ. Психологу-воспитателю — обратить внимание на развитие речи. Психотерапевту — помочь Барри преодолеть чувство неадекватности и подавленности, развить более сильный поведенческий контроль, заниматься по школьной программе для слабоумных, особенно обратить внимание на развитие понятия числа и визуально-моторную координацию (для этого подходит работа с трехмерными объектами — головоломками). Развить перцептивные способности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.