Поскольку дезинтеграция сознания подростка происходит в период активного пробуждения самосознания, присвоения его структуры и, затем, формировании мировоззрения и построения связной системы личностных смыслов, это состояние дезинтегрированного сознания закрепляется как устойчивое личностное образование, неизбежный результат адаптации к новой социальной ситуации своего бытия.
По-видимому, именно этим обусловлены результаты тестов на выявление тревожности и депрессии в этих учреждениях, которые дают очень высокие показатели даже в том случае, когда ребенок не может определить видимые причины своего состояния, настолько органично и обыденно для него ощущение тревожности и/или депрессии.
В сопоставлении результатов личностного дифференциала по объектам «Я» и «мой идеал» предполагалось выявить содержание направленности полоролевой ориентации как выражение отношения между экстериоризационной и интериоризационной идентификациями. Этот процесс может быть выражен следующей схемой: «Я» — то, что переносится на другого, экстрариоризируется — сопоставляясь с другим объектом идентификации (идеал «Я»), оценивается и, при определенных условиях, уже в процессе интериоризационной идентификации трансформируется и присваивается как новое содержание «Я».
В исследовании у подростков из семей полового диморфизма и направленности полоролевой ориентации не было обнаружено на значимом уровне. Образ — «Я» по двум факторам и у мальчиков и у девочек совпадают как маскулинные. Характерной чертой объекта «Мой идеал» в обеих группах становится андрогинность — высокие показатели и по маскулинности и по фемининности. У мальчиков первый фактор: ласковый, опрятный, веселый, кроткий; второй фактор: счастливый, отважный, ловкий, смелый, любезный, крепкий, проворный. У девочек первый фактор: бесцеремонный, робкий, сердитый, слабый; второй фактор: веселый, нежный, ершистый, проворный, опрятный.
У мальчиков из детского дома в образе — Я доминируют маскулинные качества: отважный, решительный, бесцеремонный, ловкий, смелый. Объект «Мой идеал» наполняется в основном фемининными факторами: хороший, опрятный, смелый, ласковый, кроткий, ершистый, слабый, нежный. У девочек направленность полоролевой ориентации иная. От обра-
Стр. 189
за — Я как в целом фемининного (опрятный, ершистый, ласковый, слабый, любезный) к маскулинному идеалу: веселый, крепкий, проворный, ловкий, смелый, бесцеремонный, сердитый, ершистый.
Известные в литературе исследования полоролевой ориентации с точки зрения адаптированности и несклонности к депрессии (3; 191) показывают, что наиболее благополучны оба пола с высокой степенью маскулинности и андрогинностью (в нашем исследовании — подростки из семьи).
Причины неблагоприятной в целом полоролевой ориентации подростков из детского дома обусловлены конкретной социальной реальностью их жизни, определяющим которой является характер воспитательных отношений взрослого и детского коллектива. Коллективность, публичность обуславливают все аспекты развития личности воспитанника детского дома или интерната.
Своеобразной моделью тотальной коллективной жизнедеятельности ребенка может служить загородный детский лагерь, варианты педагогической организации которой позволяют увидеть следствия их воздействия на подростка.
Наблюдения, проводившиеся в течение нескольких смен в пионерском лагере, в который входит несколько дружин, подводили увидеть специфику формирующихся взаимоотношений между .полами в зависимости от характера тех или иных воспитательных систем. Все их можно было дифференцировать по степени реализации субъект-субъектного подхода во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Крайние варианты (императивный и либеральный) и стали объектом наблюдения. Однако интересные выводы были также получены в дружине, находящейся в благоприятнейшей экологической ситуации, контрастирующей с урбанисткой атмосферой некоторых дружин-многоэтажек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.