Наука отражает реалии современной жизни и в каждом из направлений как советской, так и зарубежной психологии представлены все аспекты нравственного развития. В каждом из направлений один из уровней выступает как ведущий, однако ни в одном из них не сделана попытка объединения всех трех и создания единой теории нравственного развития.
В современной психологии проблема нравственного развития принадлежит к числу новых, теоретически и экспериментально мало разработанных проблем.
Новизна исследования состоит в построении понимания нравственного развития как соединения в человеке способностей к самореализации и нравственному самоограничению.
Мы стремимся доказать, что истинно нравственное поведение выступает как истинно нравственное только тогда, когда нравственный поступок отвечает и жесткому нормативу поведения, и в случае свободного использования норматива, я в случае отступления от нормы поведения во благо человека.
Новизну исследования и ее теоретическое значение представляет и установление психологической специфики нравственного развития и выделение психологических аспектов и задач исследования нравственного развития.
Разработка общей теоретической картины проблемы нрав-
Стр. 163
ственного развития на разных этапах онтогенеза на основании анализа различных теоретических концепций является также теоретически значимой задачей.
Внутри теоретических представлений представлены вопросы присвоения нравственных норм, их интериоризации, особенностей развития личности, обсуждаются когнитивный, действенный и эмоциональный аспекты, однако теоретического обобщенного понимания их единства не представлено.
В работах отдельных исследователей выделяется доминирующий уровень, вокруг которого рассматривается конкретная частная структура процесса нравственного становления личности.
С достаточной степенью условности можно констатировать, что в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева ведущим в нравственном развитии личности являются эмоциональный, действенный, когнитивные уровни.
Рубинштейн С. Л. говорит о том, что личность имеет определенные ценностные ориентации, она носитель ценностных ориентаций, она выделяет из окружения то, что значимо для нее в мире. Личность, по его мнению, всегда занимает определенную позицию ко всем внешним событиям, к бытию общественных отношений, в этом выражение ее активности, — внешние причины действуют через посредство внутренних. Личность вбирает все богатство бытия общественных отношений через себя, через свою позицию. Наивысшим утверждением человека выступает чувство любви.
Любовь выступает как утверждение бытия человека. Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек. Фундаментальное и чистейшее выражение любви, любовного отношения к человеку заключено, по его мнению, в формуле и чувстве: «Хорошо, что вы существуете в мире». Свое подлинное человеческое существование человек обретает, поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека для другого. Моральный смысл любви в том, что человек обретает исключительное существование для другого, проявляющееся в избирательном чувстве. С началом любви человек начинает существовать во всей полноте своего бытия. Бескорыстная радость от того, что в мире живет другой, утверждает достоинства и лучшие качества человека. С. Л. Рубинштейн отмечает и возможные негативные сопровождающие качества, — психологию собственности, ревности и т. д.
С. Л. Рубинштейн отмечает, что любовь, как и всякое нравственное качество, не является врожденной, любовь мужчины и женщины появляется через любовное отношение к матери, отцу, брату, сестре. Через любовное отношение к другому и через другого происходит самоактуализация личности.
Стр. 164
Для Л. С. Выготского личность развивается через других, через присвоение способностей других людей: «Через других мы становимся самим собой». Здесь идет идея присвоения. Через общение индивид присваивает высшие психические функции и мораль.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.