У Вовы есть референтная группа — секция по занятиям самбо, там он успешно общается. В школе же он отстает в учебе, конфликтует с учительницей и одноклассниками, не имея при этом высокой мотивации достижения на этом поприще. В связи с хорошими отношениями с матерью он выполняет дома минимально необходимый для школы объем работ.
Если к описанным объективным признакам школьной дезадаптации присоединяются признаки болезненного субъективного отношения к школьным обстоятельствам, речь идет о синдроме школьной дезадаптации в докомпенсированной форме. Сюда, по сравнению с компенсированной формой, добавляются следующие признаки:
1. Есть субъективное ощущение неудовлетворенности школьными обстоятельствами. Ребенок в беседе говорит, что хотел бы учиться лучше, что он не доволен тем, как складывается его школьная жизнь. Это недовольство может высказываться прямо, но чаще можно наблюдать его косвенные признаки. Самый частый признак — высокий уровень мотивации достижения, проявляющийся в том, что ребенка расстраивают замечания учителя, для него отметки — большая ценность, к отличникам уважительное отношение.
2. Есть отдельные невротические реакции, проявляющиеся наиболее ярко в школе или возникшие при поступлении в школу.
Пример декомпенсированной формы синдрома школьной дезадаптации. К психологу обратилась женщина в связи с тем, что поведение ее сына Семы 7 лет резко изменилось с момента поступления в школу. Он стал слезливым, обидчивым. Стали возникать странные приступы ярости, направленные на
Стр. 155
мать. Учится очень старательно, ему очень нравится его учительница. На ее замечания реагирует болезненно, плачет в классе. В школе ведет себя замкнуто, боязливо, с ребятами не играет, хотя ходит в группу продленного дня.
Поведение ребенка во время патопсихологического обследования — адекватное, ярко выражен мотив экспертизы, неуспех заметно дезорганизует деятельность по тормозному типу. В контакт вступает легко. Сохраняется скандированная речь после занятий с логопедом, которые закончились более полугода назад. Своеобразно прищуривает глаза — предвестник навязчивых движений.
Уровень развития ВПФ — норма. При исследовании личности на первый план выступили: повышенный уровень тревоги, низкая самооценка, высокий неустойчивый уровень притязаний, высокий уровень конформности. Так например, Сема — изначально левша, но рисует и пишет правой рукой. Специально его не переучивали, однако в детском саду в подготовительной группе на занятиях рисованием воспитатель говорила стереотипную фразу, адресованную всей группе: «Дети, возьмите карандаш в правую руку». Несмотря на то, что Семе было очень неудобно, он ни разу не ослушался воспитателя.
Специально остановимся на некоторых признаках высокой школьной мотивации, проявившихся в патопсихологическом обследовании. При выполнении пиктограммы на слово «Печаль» — Сема рисует плачущее лицо и объясняет так: «Когда наша Ирина Ивановна (школьная учительница) делает мне замечание, я печалюсь и плачу. Теперь-то я меньше, правда, стал плакать». Иллюстрируя слово .«счастье» — рисует тетрадь с пятеркой и объясняет: «Счастье — это когда я пятерку получу». (Сеня еще ни разу не получил отличную отметку в тетради, так как очень грязно и некрасиво пишет, хотя и переписывает домашние задание по нескольку, раз, чтобы было красивее. В связи с тем, что он пишет правой рукой, у него наклон букв не в нужную сторону.)
Основываясь на содержании жалоб матери и результатах патопсихологического обследования Семы Ч., психологический диагноз — школьная дезадаптация, декомпенсированная форма. Случай интересен тем, что субъективные признаки школьной дезадаптации выражены в нем ярче, чем объективные. Это и понятно, так как Сема ходит в школу только 3 мес. Тем не менее есть признак — нарушенное общение с одноклассниками. Субъективный компонент, т. е. личная дестабилизация представлен очень ярко — появился специфический признак так называемый раздражительной слабости — слезливость, обидчивость. Накапливающееся напряжение выливается в приступы ярости, которые носят своего рода защитный характер — дренаж напряжения. Очень высок уровень мотива-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.