обеспечение высокой производительности труда, предотвращение и ликвидация конфликтов в группах;
повышение интеллектуальных возможностей (5).
С нашей точки зрения, к этому перечню можно добавить:
выход за стереотипы мышления и в связи с этим возможность принятия нетривиальных решений.
Естественно предположить, что аналогичное воздействие оказывают и другие виды медитации, поскольку все они имеют одну общую характеристику: для всех ее форм необходимым является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Этот предмет предназначается для сосредоточения, т. е. он является по существу объектом для концентрации внимания (6).
Роль объекта для концентрации заключается, очевидно, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления, (который соотносится с активностью неокортекса правого полушария) занять в сознании доминирующее место — место, которое, обычно занимает эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария).
Важно подчеркнуть, что медитация и достижение измененного состояния сознания не одно и то же. Медитация представляет собой процесс, или набор методик, которые используются для достижения желаемой цели — измененного состояния сознания, в котором, как уже упоминалось, происходит слияние тела и разума. Представление о возможности такого слияния дает вероятностная модель сознания, разработанная В. В. Налимовым на основании данных, полученных в экспериментах по изучению глубинных уровней сознания с использованием медитации.
Для этой модели существенной является картография сознания, имеющая пять уровней:
1. Уровень логического мышления, где .смыслы рассматриваются через аристотелеву логику (компьютероподобная часть сознания).
2. Уровень предмышления, где вырабатываются исходные постулаты, на которых базируется логическое мышление и действует бейесовская логика.
3. Подвалы сознания, где происходит чувственное созерцание образов (непосредственный контакт с бессознатель-
Стр. 173
вым, содержащим все многообразие глубинного опита, включая трансперсональные переживания и образы коллективного бессознательного)
4. Общесоматический уровень — физическое тело.
5. Уровень метасознания, принадлежащий, пользуясь терминологией В. И. Вернадского, «ноосфере», или транс личностному сознанию, взаимодействующему с телесно капсулизированным сознанием через бейесовскую логику (3).
Экспериментальная работа с использованием медитации строится таким образом, чтобы через релаксацию воздействовать на четвертый уровень, через символы — на третий, и, таким образом, подготовить возможность изменения системы ценностных представлении на втором уровне путем расширения спектра взаимодействия с семантическим континуумом. Эксперимент в этом случае носит управляемый характер. Он оказывается направленным на расширение границ сознания, на актуализацию потенциально возможного, на прямое, направленное и управляемое соприкосновение с семантическим полем. Если обратиться к математической модели, представить себе «Эго» человека как «селективную проявленность семантического поля, задаваемую дифференциальной функцией распределения», построенной на этом поле (3), то эксперимент, по модели В. В. Налимова, оказывается направленным на то, чтобы видоизменять эту функцию, сделать для сознания доступным то, что было закрыто от нас, — находилось на хвостовых участках исходной, определяющей нашу личность весовой функции. Возможное изменение функции распределения, изменение ее формы или хотя бы смещение ее моды по семантическому полю — это то, что можно было бы назвать путешествием, в котором путешествующий изменяет самого себя. Существенной особенностью эксперимента, дающей ему право на существование, является возможность возвращения к исходной реальности с обогащением ее новыми знаниями и новыми возможностями (3).
Поэтому можно говорить о том, что практические приложения медитации открывают новые возможности для развития личности в разных аспектах: развитие перцептивно-моторной системы, совершенствование эмоционально-мотивационной сферы и расширение когнитивных возможностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.