Предметом описываемой в данной работе психологической диагностики ребенка без аномалий психического развития является степень успешности его жизнедеятельности. Различаются три сферы жизнедеятельности ребенка семья, школа (детский сад), круг сверстников. В соответствии с этим выделяются три психологических синдрома, включающие в себя комплекс признаков нарушенной неэффективной жизнедеятельности — дезадаптации.
I. Синдром семейной дезадаптации
Описываются нарушения поведения ребенка в семье. Обычно этот психологический синдром скрывается за следующими жалобами родителей: «У нас нет контакта с ребенком, мы его не понимаем», «Наш ребенок неуправляем». В основе семейной дезадаптации находятся нарушенные взаимоотношения между ребенком и другими членами семьи. Свое проявление эти нарушенные взаимоотношения находят, в частности, и в характере жалоб. Типичной их чертой является неспособность родителей обосновать свои жалобы и проиллюстрировать их конкретными примерами детского поведения.
Пример диагностической беседы с матерью (в семье нет отца), приводящий к гипотезе о синдроме семейной дезадаптации.
Стр. 147
«У меня сын Вова 11 лет. Плохо учится, не занимается спортом, не гуляет после школы, неорганизованный, безвольный, не может бороться с ожирением». (Сразу обращает на себя внимание обилие и разноплановость жалоб.) Запрос, таким образом, следующий: измените моего ребенка.
— Какие примеры вы могли бы привести?
— Отметки у него плохие — в основном тройки и четверки. Придет из школы — сразу за книгу, вместо того, чтобы гулять. Не хочет записываться в спортивные кружки. Я прихожу с работы, мы садимся ужинать — страшно смотреть, сколько он съедает.
— Как вам кажется, почему Вова так себя ведет?
— Не может ответить, так как не знает, почему мальчик не хочет заниматься спортом, почему не любит гулять. Отсутствие ответа — симптоматично, указывает на эгоцентризм матери в восприятии ребенка, неспособность взглянуть на обстоятельства жизни глазами сына.
— Когда стали появляться тревожащие признаки?
— В основном стала обращать на это внимание где-то в классе втором-третьем — он потолстел и стал хуже учиться.
— Что могло послужить толчком к этому?
— Не знаю, с чем это связано.
— Как Вова сам относится к этому?
— Я не могу его убедить, что это серьезно. Он не считает, что плохо учится, не считает, что толстый, говорит, что не любит гулять.
— Что вы предпринимали?
— Я обращалась в поликлинику — хотела выяснить, какая у Вовы степень ожирения. Хотела поместить его в институт питания. (После дополнительных вопросов выяснилось, что врач поликлиники направления в институт не дал.)
Ответы на вопросы указывают на неглубокое понимание матерью причин тех явлений, которые ее саму волнуют (не ясно, всегда ли мальчик отличался безволием, всегда ли он был полным, ясно лишь, что мать стала это замечать с определенного момента). Неподтверждение ее опасений медицинскими работниками также позволяет отдавать предпочтение гипотезе о синдроме семейной дезадаптации. Это означает, что при психологическом обследовании ребенка надо больше внимания уделять методикам, вскрывающим особенности общения ребенка с матерью и меньше методикам, исследующим особенности ВПФ — мышления, внимания и т. п.
Синдром семейной дезадаптации может быть в компенсированной и декомпенсированной формах. Компенсированная форма включает ряд поведенческих проявлений ребенка, наблюдаемых при общении с родителями. Если отмечается синдром семейной дезадаптации, то отклонения в поведении ребенка отмечаются родителями и, как правило, не отмечаются учите-
Стр. 148
лями, сверстниками и другими посторонними взрослыми. Сам ребенок в случае компенсированной формы семейной дезадаптации не испытывает субъективного чувства неблагополучия в отношениях с родителями. Обычно при такой форме семейной дезадаптации у ребенка есть некая референтная группа, которая удовлетворяет его потребности в теплых эмоциональных связях, признании, уважении и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.