Дифференциация — это увеличение внутреннего многообразия, внутренней неоднородности. Внутренняя сложность выступает необходимой предпосылкой гибкого приспособления к требованиям неоднородной и изменяющейся среды. Примитивно устроенная система способна эффективно функционировать лишь в стабильных внешних условиях. С другой стороны, естественно развивающаяся система усложняется прежде всего за счет расширения поля деятельности. Поэтому зрелость личности самым непосредственным образом связана с жизненным опытом, который означает богатство представлений, знаний, умений, приобретаемых индивидом в процессе овладения материальной и духовной культурой человечества, в процессе общения с другими людьми. Жизненный опыт предполагает также внутреннюю переработку впечатлений, но это уже скорее момент интеграции опыта.
Интеграция — это процесс соединения, увязывания отдельных частей целого между собой. Интеграционные тенденции изначально присущи личности, которая на уровне психики представляет аналог того, чем является организм на биологическом уровне. Интеграция осуществляется путем координации и субординации элементов. Типичный пример координации — объединение отдельных элементов знания в целостную картину мира. Пример субординации — формирование системы ценностей, построение иерархии целей, в которой глобальные и перспективные доминируют над частными и сиюминутными. На высшем уровне сознательной регуляции личностная интеграция выступает как поиск смысла жизни, который сводится прежде всего к выявлению главных ценностей и построению долговременной перспективы. В структуре личности — это центральные и наиболее устойчивые образования. Поэтому зрелой личностью можно назвать человека, определившего для себя принципиально смысл жизни.
Интеграция редко протекает гладко и безболезненно. Чаще всего между отдельными элементами возникают противоречия, служащие почвой для разного рода внутренних психологических конфликтов. В психологии детально анализируются типы таких конфликтов: когнитивный диссонанс, ролевые конфликты, противоречие между уровнем притязаний и реальными достижениями. Критерием личностной зрелости выступает успешное разрешение этих конфликтов, которое, с одной стороны, минимально нарушает сложившейся баланс, а с дру-
Стр. 137
гой — оставляет максимальный простор для дальнейшего развития.
Начав с терминологического анализа, мы выявили различные подходы к изучению зрелой личности. Попытаемся их систематизировать. Первый подход — через изучение онтогенеза. Общая тенденция этого развития образует направление созревания. Ранние стадии по отношению к более поздним выступают как незрелые, а более поздние по отношению к предшествующим — как зрелые. Внутри общего процесса можно проследить его составляющие: эмоциональное развитие, умственное развитие, моральное развитие, развитие общения, развитие самосознания. Это все компоненты личностного роста. Можно также фиксировать узловые точки развития, в которых происходят наиболее активные внутренние преобразования. Точки эти Э. Эриксон называет нормативными кризисами. Он считает, что успешное преодоление возрастных кризисов обеспечивает формирование зрелой личности, а бессознательная фиксация на этих проблемах создает почву для личностной патологии.
Второй подход — через психотерапию. Предполагается, что естественный процесс развития личности далеко не всегда протекает оптимальным образом. Разрешая одни проблемы, человек создает для себя другие. Поскольку подлинные причины затруднений чаще всего не осознаются, человеку трудно самому с ними справиться. Тут на помощь приходит психотерапевт, который помогает вскрыть их действительную природу и найти приемлемые решения. В процессе психотерапии происходит анализ собственного поведения и переоценка ценностей, что дает право говорить о личностном росте. Обобщая свой большой и разнообразный опыт, К. Роджерс отмечает, что в подавляющем большинстве случаев наблюдаются сдвиги в сторону меньшей категоричности суждений, терпимости к другим мнениям, принятия себя со всеми недостатками, уверенности в себе. Универсальность этих изменений позволяет рассматривать их в качестве индикаторов личностного роста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.