Как и во многих других случаях, коррекция применительно к Ашоту имела комплексное значение. Для его понимания мы должны принять во внимание возможность изменения картины мира при регрессии столь глубокой и при фрустрации такого масштаба, как землетрясение, и потери близких. Речь даже идет не об изменении, а о синкретичной акцептуации картины мира. Согласно представлению, высказанному в связи с исследованием картины мира у армянских детей, перенесших землетрясение (Б. Г. Кравцов, А. Я. Венгер), синкретическая картина мира, которая формируется на ранних этапах развития ребенка, затем только частично претерпевает социализацию, а частично переходит в латентное состояние и продолжает играть огромную роль, особенно в творческой активности личности. Синкретическая акцентуация картины мира может актуализироваться в различных ситуациях, нередко в связи с психологическим напряжением или интенсивными психотравмами и соответствовать регрессивным паттернам. В случае с Ашотом, по-видимому, имела место такая динамика: мир потерял свои устойчивые взаимосвязи, не на что опереться (симбиотическая зависимость), в нем может произойти все что угодно (отсюда тревожная возбудимость), особенно ночью (нарушение сна), можно надеяться только на чудесное исцеление (обращение к корректору как к магу). Проявления, указанные в скобках, можно расценивать как вторичные защитные механизмы, возникающие вслед за регрессивной актуализацией синкретической картины мира.
Манипуляции психокорректора происходили в соответствии с вышеприведенной интерпретацией. Плавные вращения и поглаживания руки не только имели релаксирующий эффект на уровне физиологических реакций, но имели импрессивный и символический многозначный смысл — синтонность эмоционального контакта, метаморфоза грозных толчков землетрясения в безопасные колебания в руках «доброго мага». Можно говорить о телесной идентификации с успокаивающими метаморфозами (более подробное обсуждение этого важнейшего транзиторного механизма выходит за рамки данной статьи). При этом символически «гармонизировался» один из важнейших элементов картины мира — стихия воды. (В метафизическом смысле шторм является одним из самых распространенным коррелятов любого стихийного бедствия.) Далее, манипуляции с рукой как с очень тяжелым предметом, сопровождаемые легким покачиванием, должны были символически «гармонизировать» другой элемент картины мира — землю опять же в «надежных руках мага». Высота подъема руки каждый раз была больше, чем глубина ее опускания, что свидетельствовало об «усилиях мага» и одновременно означало помощь.
Стр. 22
Покачивание утилизировало младенческие тенденции к такому успокоению на руках родителей. Легкое рукопожатие уже на уровне знаков имело, по крайней мере, два смысловых значения: доверительное партнерство и «держание за ручку» (утилизация). Затем следует другой знак — рука Ашота на плече корректора. Смысл ясен — опора и поддержка. И последний акт утилизации инфантильных тенденций — ласковое поглаживание по голове — завершил коммулятивный механизм релаксации с конечным эффектом — погружением в обычный сон.
Следующий пример является иллюстрацией психокоррекции личности с психологической защитой «на сильной стороне».
Михаил Г., 63 года, житель г. Ленинакан. Инженер-электрик. Потерял во время землетрясения жену и взрослого сына. После эвакуации в г. Ереван быстро устроился на работу. По внешнему виду соответствует возрасту приблизительно 40 лет. Подтянут, одет со вкусом, просто. Все время улыбается. О своем горе также рассказывает с улыбкой. Жалобы на нарушение сна, головные боли, снижение фона настроения, навязчивые мысли о погибших близких, непроизвольно возникающие и остро переживаемые картины землетрясения. Всегда рассчитывал только на свои силы. В настоящее время пытался усилием воли овладеть своими переживаниями, отвлечься в работе, рационализировать свои горестные мысли посредством «единения со всей нацией», установок на «новую жизнь»: «Сделать все, чтобы больше этого не повторилось», — и т. п. Однако в уединении, особенно в ночное время, эти усилия не приводили к желаемым результатам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.