Испытуемый Дима Л. — 7 лет, ученик 1-го класса. Утверждает, что лучше быть маленьким и высказывает желание, чтобы волшебник превратил его в маленького, объясняя это тем, что маленьким лучше быть. Рисунок семьи обращает на себя внимание: семья изображена внутри танка, а автор рисунка — на руках у мамы, завернутый в пеленки как младенец. У ребенка обнаруживается повышенная тревожность в целом и по отношению к школьной действительности (боязнь сказать не то или не так). В школе Дима считается слабым и трудновоспитуемым. Учительница обратилась в связи с этим за помощью в психологическую консультацию. Родители мало интересуются ребенком, постоянно заняты на работе. Дима до темноты задерживается у товарищей, родители же в связи с этим не проявляют беспокойства. После школы ребенок не может пойти домой, так как у него нет ключа от квартиры, он вынужден ждать прихода родителей или сестры. Ключ ему не доверяют потому, что «он чего-нибудь натворит в квартире» или потеряет ключ. Отдельные таблицы САТ показали, что у ребенка напряжена пищевая потребность. По рассказам учительницы он испытывает постоянное чувство голода и иногда «добывает» себе пропитание возле мусорных ящиков. Желание переместиться в прошлое в данном случае также является следствием неудовлетворенности своим настоящим.
Проведенное исследование отношения к своему возрасту детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет сделать следующие выводы:
1. Дошкольники и младшие школьники в большинстве случаев более предпочтительным возрастом считают взрослость. У детей недостаточно сформированы критерии оценки возрастов.
2. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту резко снижается количество детей, желающих переместиться в другой возраст. Это отражает как позитивное личностное развитие детей, так и их тревожность перед будущим.
3. У детей, высказавших желание переместиться в прошлое, обнаруживается повышенная тревожность и неудовлетворенность своим настоящим. Перемещение в прошлое может рассматриваться как реальный способ изменения не удовлетворяющего настоящего.
Стр. 110
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 376—385.
2. Выготский Л. С. Кризис трех лет // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 368—375.
3. Гаврилова Н. И, Стахорская М. П. Дневник матери. М, 1916.
4. Головаха Е И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. С. 200.
5 Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М, 1986. С. 112.
6. Кон И. С. К проблеме возрастного символизма // Сов. этнография 1982. № 6. С. 98—106.
7. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М Г. Ярошевского. М., 1983 С. 483.
8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1981.
9. Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. М., 2-е изд. С. 184.
10. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. С. 272.
11. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М.; 1985. С. 102.
12. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М, 1986. С 144.
13. Павлова А. Д. Дневник матери / С предисловием и под ред. Н. А. Рыбникова. М., 1924. С. 186.
14. Пантелеева А. И. Наша Маша. Л., 1966.
15. Рыбникова-Шилова В. А. Мой дневник. Орел, 1923.
16. Станчинская Э. И. Дневник матери / С предисловием проф. К Н. Корнилова. М., 1924. С. 216.
17. Стодин В. В. Самосознание личности. М., 1983. С. 284.
18. Тимошенко Е.П. Анализ исследования психологического времени в структуре самосознания детей в возрасте от четырех до шести лет // Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М, 1986 С. 17—20
19. Филатов В. С. Ребенок открывает мир. Ярославль, 1966.
20. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С 328.
21 Якобсон П.М Эмоциональная жизнь школьника. М, 1968.
Э. В.Погорелов
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.