При изучении детей, которым была оказана психологическая помощь в ортопедической больнице, мы наблюдали следующий факт: существует определенная зависимость между степенью соматического повреждения, с одной стороны, и количеством и степенью проявления симптомов, — с другой. Чем слабее полученная ребенком травма, тем более широко и явно (с самого начала) регистрируются симптомы, характеризующие состояние ребенка после землетрясения. При наиболее тяжелых случаях (ампутация конечностей) указанная выше симптоматика проявляется на начальных этапах относительно реже и слабее; однако по мере оказания психологической помощи, направленной па реабилитацию данных больных в отношении травмы, отмечаемая симптоматика также дифференцируется и фиксируется более полно и широко.
Однако делить психологическую помощь на два независимых этапа — оказание помощи в связи с тяжелой травмой и восстановление нормального состояния, характерного для периода до землетрясения, — представляется нецелесообразным. Так, например, попытка восстановить сон ребенку с тяжелыми травмами нижних конечностей, который постоянно жаловался на сильные боли в травмированных областях, путем работы, направленной только на снятие этих болей, значительного результата не имела. При сочетании этой работы с психо-
Стр. 28
логической помощью по снятию страха землетрясения наблюдалось частичное восстановление сна, фиксируемое как самим пациентом, так и лицами, осуществляющими за ним уход.
Особую группу составляли дети-инвалиды, у которых относительно длительное время на первом месте существовали проблемы личного характера, связанные с их нынешним положением. Их психологическое состояние характеризовалось тем, что практически у всех полностью отсутствуют в начальный период симптомы сейсмофобии, циктофобии и т. д. Дети-инвалиды полностью сосредоточены на своем увечье. Хорошо просматривается специфика этой фиксации в зависимости от возраста.
Дошкольники и младшие школьники большое внимание обращают на свои болевые ощущения.
Подростки гораздо сильнее и более длительное время фиксируются на проблемах, связанных с социальными последствиями их увечий. Их волнуют вопросы своего дальнейшего функционирования в социуме (что вполне понятно и объяснимо), что в конце концов сказывается па динамике проявления симптомов. Длительное время эта симптоматика не проявляется и начинает выступать на первый плап только по мере разрешения больными (в нашем случае — с помощью психолога) ряда проблем личного характера, связанных с полученным увечьем.
Конечно же, не следует рассматривать появление сейсмофобии, клаустрофобии и т. д. в качестве показателя того, что подростки здесь и теперь решили большинство проблем, связанных с их новым положением в обществе (инвалиды), и что в дальнейшем их новый статус не будет вызывать значимых личностных проблем.
На наш взгляд, появление рассматриваемых симптомов и в некоторой степени «перекрывание» ими личностных проблем связано все-таки не со слабостью последних, а с силой первых. Это позволяет сделать вывод, что, несмотря на наличие серьезных личностных проблем, обусловленных получением тяжелой травмы, не менее личностно значимыми являются проблемы, определяющиеся состоянием (общим и психологическим) детей-инвалидов, перенесших землетрясение. В данном случае это означает ни что иное, как наличие необходимости оказывать психологическую помощь детям-инвалидам параллельно в двух направлениях: первичная социальная реабилитация и ликвидация психологических последствий землетрясения.
Безусловно, данную зависимость (количества и динамики симптомов от степени поражения), установленную эмпирическим путем на основе относительно ограниченного круга пациентов, не следует принимать за основной закон функционирования и развития различного рода проблем у всех детей, по-
Стр. 29
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.