Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 15

рекции было направлено на релаксацию посредством приема когнитивной конфузии (т. е. опять же сотрудничество на «силь­ной», рациональной стороне). В образно-символической сфере Михаил получил поддержку в виде жеста поднятой руки с кистью, собранной в кулак (рациональный волевой символ), который затем был преобразован в раскрытую ладонь (распро­страненный в Армении символ причастности к благу в самом широком смысле этого слова). Взаимное рукоположение на плечи и энергичное рукопожатие, были несомненными знака­ми сотрудничества на равных, как того и требовали особенно­сти личности Михаила. Цифровая релаксация завершила коммулятивный эффект.

Помимо практической работы с пострадавшими при земле­трясении нами проводилась педагогическо-коррекционная ра­бота с армянскими коллегами, поскольку мы увидели у них готовность к приобретению психокоррекционных навыков и конструктивную потребность в самокомпенсации в ситуации национального бедствия. Мы пришли к соглашению о том, что без стабилизации внутреннего состояния невозможно решать никакие проблемы, тем более такого масштаба. Было призна­но, что армянские коллеги вынуждены решать проблемы пси­хокоррекции в данное время и в данных условиях. Однако на­циональные психологические силы не были готовы к их реше­нию в силу идентификации с катастрофой и другими регио­нальными проблемами.

Поэтому мы предприняли комплексный педагогическо-релаксационный прием, проведя своеобразный групповой тре­нинг с армянскими психологами (помимо обучения индивидуальным техникам непрямой суггестивной релаксации).

Данный тренинг предоставлял возможность гармонизации картины мира путем гармонической идентификации собствен­ных телесных ощущений с ее элементами. Операции тренинга сводились к несложным идеаторным и дыхательным манипуля­циям с концентрацией внимания на различных частях тела. В результате психологи получали навык самостабилизации и возможность овладения индивидуальными инструментальны­ми приемами, подобными описанным выше.

Итак, рассматривая два подхода к оказанию психологиче­ской помощи населению, пострадавшему во время землетрясе­ния: психотерапевтический и психокоррекционный, мы при­шли к выводу, что несомненным преимуществом первого явля­ется то, что он может быстро привести к формированию авто­матизма в выборе психотерапевтических приемов и их моди­фикации в соответствии с индивидуальными особенностями случая.

Психокоррекционный подход к психологической помощи, напротив, нуждается в системно-концептуальной опоре при выборе приемов. Он имеет преимущество в том отношении,

Стр. 25

что прежде всего обращает внимание на личностные особенно­сти, которые модифицируются или утилизируются в процессе коррекции.

Нам представляется, что при оказании психологической помощи в районах стихийных бедствий, подобных землетрясе­нию в Армении, наиболее оптимальным является сочетание психотерапии и психокоррекции. В этом случае учитывается и психопатологическая и личностная динамика. Только в от­дельных случаях пограничных состояний (например, описан­ные выше) может иметь место взаимозаменяемость психотера­певтических и психокоррекционных приемов в соответствии с клинической или психологической точкой зрения.

Мы встречались с отдельными случаями отсутствия пози­тивного эффекта при оказании только психотерапевтической или психокоррекционной помощи. Описание этих случаев мы вынуждены опустить исходя из технических соображений. Но они, по-видимому, как раз и относятся к такому виду психи­ческих нарушений, где требуется комплексный подход, в ко­тором психотерапия и психокоррекция взаимодополняют друг друга.

М.Ю.Бабанский

ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОЛУЧИВШИМ ТРАВМЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В АРМЕНИИ

Работа по оказанию психологической помощи населению Армянской ССР, пострадавшему от землетрясения 7 декабря 1988 г., проводилась нами в 1 и 3-х санаториях Арзни, дворце молодежи г. Еревана, где размещались жители, эвакуирован­ные из районов стихийного бедствия, а также в центральной ортопедической больнице г. Еревана, где находились на изле­чении пострадавшие от землетрясения, получившие тяжелые травмы. Работа проводилась в детском отделении больницы, которое практически полностью было заполнено жертвами землетрясения.