рекции было направлено на релаксацию посредством приема когнитивной конфузии (т. е. опять же сотрудничество на «сильной», рациональной стороне). В образно-символической сфере Михаил получил поддержку в виде жеста поднятой руки с кистью, собранной в кулак (рациональный волевой символ), который затем был преобразован в раскрытую ладонь (распространенный в Армении символ причастности к благу в самом широком смысле этого слова). Взаимное рукоположение на плечи и энергичное рукопожатие, были несомненными знаками сотрудничества на равных, как того и требовали особенности личности Михаила. Цифровая релаксация завершила коммулятивный эффект.
Помимо практической работы с пострадавшими при землетрясении нами проводилась педагогическо-коррекционная работа с армянскими коллегами, поскольку мы увидели у них готовность к приобретению психокоррекционных навыков и конструктивную потребность в самокомпенсации в ситуации национального бедствия. Мы пришли к соглашению о том, что без стабилизации внутреннего состояния невозможно решать никакие проблемы, тем более такого масштаба. Было признано, что армянские коллеги вынуждены решать проблемы психокоррекции в данное время и в данных условиях. Однако национальные психологические силы не были готовы к их решению в силу идентификации с катастрофой и другими региональными проблемами.
Поэтому мы предприняли комплексный педагогическо-релаксационный прием, проведя своеобразный групповой тренинг с армянскими психологами (помимо обучения индивидуальным техникам непрямой суггестивной релаксации).
Данный тренинг предоставлял возможность гармонизации картины мира путем гармонической идентификации собственных телесных ощущений с ее элементами. Операции тренинга сводились к несложным идеаторным и дыхательным манипуляциям с концентрацией внимания на различных частях тела. В результате психологи получали навык самостабилизации и возможность овладения индивидуальными инструментальными приемами, подобными описанным выше.
Итак, рассматривая два подхода к оказанию психологической помощи населению, пострадавшему во время землетрясения: психотерапевтический и психокоррекционный, мы пришли к выводу, что несомненным преимуществом первого является то, что он может быстро привести к формированию автоматизма в выборе психотерапевтических приемов и их модификации в соответствии с индивидуальными особенностями случая.
Психокоррекционный подход к психологической помощи, напротив, нуждается в системно-концептуальной опоре при выборе приемов. Он имеет преимущество в том отношении,
Стр. 25
что прежде всего обращает внимание на личностные особенности, которые модифицируются или утилизируются в процессе коррекции.
Нам представляется, что при оказании психологической помощи в районах стихийных бедствий, подобных землетрясению в Армении, наиболее оптимальным является сочетание психотерапии и психокоррекции. В этом случае учитывается и психопатологическая и личностная динамика. Только в отдельных случаях пограничных состояний (например, описанные выше) может иметь место взаимозаменяемость психотерапевтических и психокоррекционных приемов в соответствии с клинической или психологической точкой зрения.
Мы встречались с отдельными случаями отсутствия позитивного эффекта при оказании только психотерапевтической или психокоррекционной помощи. Описание этих случаев мы вынуждены опустить исходя из технических соображений. Но они, по-видимому, как раз и относятся к такому виду психических нарушений, где требуется комплексный подход, в котором психотерапия и психокоррекция взаимодополняют друг друга.
М.Ю.Бабанский
ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОЛУЧИВШИМ ТРАВМЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В АРМЕНИИ
Работа по оказанию психологической помощи населению Армянской ССР, пострадавшему от землетрясения 7 декабря 1988 г., проводилась нами в 1 и 3-х санаториях Арзни, дворце молодежи г. Еревана, где размещались жители, эвакуированные из районов стихийного бедствия, а также в центральной ортопедической больнице г. Еревана, где находились на излечении пострадавшие от землетрясения, получившие тяжелые травмы. Работа проводилась в детском отделении больницы, которое практически полностью было заполнено жертвами землетрясения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.