Психологическое время ребенка шестилетнего возраста имеет особое значение в связи с приходом его в школу. Дошкольник уже имеет представление о своем прошлом, настоящем и будущем. Представления о себе, отношение к себе в прошлом, настоящем и будущем формируют психологическое время личное™. Ребенок рассуждает о своем личностном времени задолго до того, как усваивает физические свойства времени и хронологическое время. О себе в прошлом ребенок судит достаточно критично (высказывает по отношению к себе критические замечания). Совместно с близкими ему взрослыми ребенок строит установки на себя в будущем (6). Уровень сформированности психологического времени шестилетнего ребенка характеризует особенности развития его личности. Особое влияние на развитие личности ребенка оказывает его жизненная перспектива. Образ «Я» в будущем у каждого ребенка формируется через усвоение общественно-значимых представлений о том, каким он должен быть в будущем, определяется условиями его жизни, его личным отношением к этим условиям. По отношению к своему будущему дети ориентируются на близкое и далекое будущее. Дошкольник ориентирован на учебу в школе как близкое будущее, первоклассник — на учебу в последующих классах. Отдаленное будущее для ребенка — взрослая жизнь. Нормально развивающийся ребенок полон благих намерений в будущем (5).
Стр. 90
Чрезвычайно важно задать верное направление жизненной перспективе личности ребенка. В процессе перехода школы на обучение детей с шестилетнего возраста в соответствии с реформой школы перед возрастной психологией ставится ряд ответственнейших задач (1). Одна из таких задач — изучить и правильно сформировать направленность на будущее. Верное направление жизненной перспективы ребенка, положительная направленность в отношении своего будущего определяют соответствующую активность личности в настоящем. Формирование психологического времени ребенка зависит от фактора места: шестилетний дошкольник и шестилетний школьник по-разному ориентированы на свое настоящее и будущее (6).
Мы предполагаем, что психологическое время в структуре самосознания ребенка начинает формироваться с представлений о себе в прошлом, настоящем и будущем, складываясь из отрывочного прошлого и будущего, нерасчлененного настоящего, которое в последующем превращается в системное прошлое и будущее, а также в более структурированное настоящее. Психологическое время у ребенка 6 лет, воспитывающегося в детском саду, отличается от психологического времени ребенка того же возраста, обучающегося в школе.
В соответствии с перечисленными гипотезами нами были сформулированы следующие задачи: 1) изучить содержание психологического времени шестилетних дошкольников и шестилетних школьников; 2) выявить осознание значимости для ребенка шестилетнего возраста каждого из параметров психологического времени (прошлого, настоящего и будущего); 3) изучить отношение ребенка к себе в прошлом, настоящем и будущем. Для решения поставленных задач следовало осуществить поиск экспериментальных подходов к исследованию осознания себя во времени детей шестилетнего возраста.
Для решения задачи по выявлению рефлексивной представленности в прошлом и будущем у детей шестилетнего возраста было разработано установочное обращение к детям для сюжетной игры в путешествие во времени. Речь шла о том, что каждый ребенок может вспомнить свое прошлое, как он проявлял себя в это время, и представить себя в будущем, т. е. вообразить, каким ,он будет взрослым и как он будет проявлять себя в жизни. Предваряющие пробы показали, что дети охотно принимают и понимают такое игровое предложение.
Для проведения эксперимента были подобраны группы по 5—7 детей. Такое число сверстников позволяло ребенку чувствовать себя достаточно свободным для творческой рефлексии и самовыражения.
Выбор сюжетной игры «Путешествие во времени» мы считаем вполне оправданным, так как игровая деятельность для
Стр. 91
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.