Надеясь на то, что регулярные занятия помогут детям лучше узнать себя, а учителям — ближе познакомиться с детьми и научиться понимать их, Мердок включила в занятия медитацией двадцать пять детей подготовительного класса на-
Стр. 177
чальной школы, с которыми она вела занятия как преподаватель.
За неделю до начала занятии были проведены сеансы медитации с администрацией школы и учителями, часть которых не только оценила эти упражнения, но пожелала заниматься медитацией со своими классами. Для родителей непривычное слово «медитация» было заменено словосочетанием «фокусирующие внимание упражнения».
Медитация начиналась с первого дня учебного года в 9 ч утра (а не в 8.45 по расписанию), чтобы не было опоздавших, нарушающих «тихое время». Занятия продолжались в течение всего учебного года. Интервал с 8 45 до 9 00 был заполнен знакомством детей друг с другом и с классной комнатой, которая была большой, светлой в ней находились и живой уголок, и спортивные снаряды, и лингофонная аппаратура, и библиотека.
На первом занятии в 9 часов утра верхний свет был выключен, что служило сигналом к прекращению активной деятельности, тишине и вниманию. Обращаясь к детям, учительница сказала, что наступило время всем вместе посидеть на коврике несколько минут и побыть в тишине, что время это так и называется «тихим временем».
«Я коротко рассказала им, — пишет автор, — что большую часть дня они будут играть, рисовать, строить, разговаривать фуг с другом, что почти все время они будут активны и только маленькую часть этого времени, всего несколько мгновений, оставаясь спокойными, они могут послушать себя. Я сказала им, что «тихое время» имеет большое значение для меня, что это важное дело, и я предлагаю им разделить его со мной».
Автор отмечает, что детям не сразу и не всегда все удавалось, но они тем не менее очень старались, словно понимали важность и значимость этих упражнений.
После окончания занятий никто не стремился высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Занятия длились весь учебный год, в течение которого Мердок была не просто инструктором-наблюдателем, а и участником всех медитаций.
Первые медитации длились 3—5 мин; скоро выяснилось, что детям «тихое время» очень нравится, что они меняются, становясь более спокойными, заботливыми и внимательными друг к другу. Знакомясь с собой, они начали замечать окружающих.
Дети также вносили свои коррекции в процедуру занятий, предлагая говорить тише или заменять некоторые слова инструкции (так, например, им не нравилось слово «buttocks» — ягодицы).
В процессе занятий использовались различные виды медитаций. Для развития внимания и более отчетливого восприя-
Стр. 178
гия применялась так называемая направленная медитация — «направленные образы». В статье Мердок приводятся примеры таких занятий с медитацией на круг и точку, на белый свет и волну, а также ответы детей, которые по мере накопления медитативного опыта все охотнее и активнее делились после окончания занятий своими ощущениями и впечатлениями. Особенно им нравилась медитация на круг и точку.
Автор отмечает, что по мере продвижения медитационного курса дети стали более внимательными на классных занятиям, демонстрируя способность удерживать внимание в течение продолжительного времени. Они научились также свободнее и увереннее рисовать красками их рисунки стали ярче, интереснее, некоторые из них походили на замысловатые мандалы*. Они с большей заботой, вниманием и любовью стали от носиться друг к другу. Замкнутые дети (особенно мальчики), которым в обычное время свойственны застенчивость и неразговорчивость, на занятиях медитацией преображались — становились общительными и постепенно рассказывали о своих переживаниях, ощущениях и образах.
Сходные результаты получены К. Гэйлорд (34), которая указывает на пользу занятии медитацией как для преподавателей, так и для студентов. «Я обнаружила, — пишет она, — что после занятий медитацией ум мой стал яснее, я стала более энергичной и почувствовала себя гораздо счастливее. Более 100 моих студентов также изучали медитацию. Я часто вижу как рост их учебных успехов, так и развитие их личности. Они часто спрашивают меня, почему медитация но включена в обычный учебный план». По ее мнению занятия медитацией, в частности, система, разработанная Махариши, представляет собой простой, научно валидизированный метод интенсивного психологического развития личности во весу аспектах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.