Стр. 156
ции достижения в школе. В связи с этим есть все предпосылки для возникновения внутриличностного конфликта между низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, школьной гипермотивацией и вероятностью хронического неуспеха.
III. Синдром нарушенного общения со сверстниками
При этом психологическом синдроме родители часто жалуются на то, что ребенок замкнут, мало общается со сверстниками, или на то, что не умеет общаться: часто ссорится, обижает детей, или, наоборот, тянется к детям, но они его не принимают, гонят.
Различается компенсированная и декомпенсированная формы синдрома. При компенсированной форме наблюдаются объективные признаки нарушенного общения со сверстниками, при этом у ребенка нет элемента страдания по отношению к этим нарушениям. Признаки компенсированной формы синдрома нарушенного общения со сверстниками следующие:
1. Выявляется низкая интенсивность общения. Ребенок не общается систематически со сверстниками, независимо от того, считает ли он, что у него есть друзья или их нет. Форма проявления этих особенностей может быть различной. Например, ребенок не ходит гулять после школы и не приглашает детей играть « себе домой, т. е. он видит своих сверстников только в школе и кружках: или ребенок ходит гулять после школы, но не играет с ребятами. Из ответа на тестовый вопрос «'Как ты справляешь свой день рождения, кто к тебе приходит?» становится ясно, есть ли у ребенка круг общения, и каков он. Важную информацию можно получить из слов учителя или воспитателя детского сада о том, как общается ребенок в формальном коллективе. Типичный ответ для признака 1 — «Он предпочитает играть один».
2. При общении со сверстниками у ребенка часто случаются конфликты. Эти конфликты могут быть двух родов: а) ребенок легко вступает в контакт, но также легко ссорится, ведет себя агрессивно; б) ребенок с трудом вступает в контакт, в контактах занимает пассивно-страдательную позицию, дети часто обижают его. Информацию о поведении ребенка со сверстниками можно получить либо в ходе клинической беседы, если ребенок достаточно взрослый, либо при непосредственном наблюдении за общением ребенка с другими детьми, специально приглашенными для этого.
3. Ребенок не общается со сверстниками, но общается с более младшими или более старшими детьми. Более «сильным» признаком является общение с более младшими детьми. Если в ходе клинической беседы с ребенком это подтверждается, то с большей вероятностью можно предполагать, что в контактах со сверстниками он чувствует себя тревожно и неуверенно и
Стр. 157
в прошлом у него был травмирующий опыт общения, даже если к моменту общения он и не наблюдается.
В том случае, если не удается выявить признаков субъективного страдательного отношения к своему опыту общения, то необходимо выявить зону компенсации. Необходимо подчеркнуть, что этот синдром касается такой области жизнедеятельности, которая обычно характеризуется большой личностной значимостью. В связи с этим в данном случае разделение на компенсированную и декомпенсированную формы более условно, чем в других случаях. Так, симптом 2б, как правило, всегда сопровождается тягостными отрицательными переживаниями. Примером компенсированной формы этого синдрома может быть такой случай. К психологу обратилась мама с жалобами па то, что ее сын Боря все время один, никогда не зовет к себе ребят, в школе часто дерется. Проведенное патопсихологическое обследование не выявило никаких отклонений. Характерной особенностью личности была итровертированность, несформированность субъективной ценности и значимости общения, а также импульсивность и некоторая агрессивность. Оказалось, что воспитание Бори со стороны отца строилось таким образом, что общение всегда противопоставлялось интеллектуальному развитию и развитию духовности вообще. Этот взгляд был легко воспринят мальчиком в силу своих личностных особенностей (интровертированности — как врожденного качества) Зона компенсации в этом случае была такая: чтение в большом объеме, шахматы и общение с отцом и старшим братом. Сам Боря не стремился расширять свой круг общения, от конфликтов со сверстниками не страдал, так как имел к ним общее несколько презрительное, высокомерное отношение, во многом спровоцированное отцом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.