боязнь фантастических существ (черти, гномы и т. п.), агрессивных придуманных персонажей (хулиганы, бандиты, убийцы), боязнь преследования вообще (субъект не опредмечен). С жалобами такого рода к нам стали обращаться к концу нашего пребывания в Армении.
Стр. 34
3. Возникшие после землетрясения нарушения социального поведения как возбудимого, так и тормозимого круга. Чаще встречались первые, проявлявшиеся в выраженной агрессии по отношению к членам семьи, в особенности к братьям и сестрам.
Общей характеристикой детей были сниженная продуктивность и работоспособность, во многих случаях — личностная и интеллектуальная регрессия.
В этих случаях эффективными в плане экспресс-терапии оказались (часто — в сочетании с элементами суггестивной техники) приемы с использованием формы символического отреагирования, в частности рисунки и сочинение историй. Работа велась индивидуально и в парах.
Естественно, общим моментом для всех этих случаев было предварительное установление личностного контакта с ребенком. Существенным на этом этапе для нас — с учетом возрастных особенностей клиентов — была организация общения не с позиций «взрослый — ребенок», а в позиции «на равных», что позволяло некоторым образом компенсировать личностные регрессивные тенденции и в дальнейшем строить ситуации на основе сотрудничества (например, при терапии страхов работа оборачивалась «совместной борьбой со страхом»). Клиент обращался к психологу только по имени, что в целом соответствует национальной традиции общения.
После установления контакта ребенку предлагалось выполнить рисунок на свободную тему, при этом ему предоставлялся альбом для рисования и полный набор цветных карандашей.
Использование рисунков на этом этапе нам представляется целесообразным по следующим причинам.
Прежде всего, рисование — естественная для ребенка деятельность, выполнение которой почти во всех наших случаях доставляло клиенту удовольствие и оказывало определенное релаксирующее воздействие. Кроме того, рисунок служит поводом для укрепления доверительного контакта между ребенком и терапевтом (по ходу рисунка ребенку задаются связанные с его содержанием ненавязчивые вопросы, одобряются удачные в техническом отношении элементы рисунка, демонстрируется интерес к его деятельности). Наконец, — и это основное — анализ рисунка и самого процесса рисования дает терапевту важную диагностическую информацию. В наших случаях ребенок рисовал чаще всего — по свободному выбору — дерево, человека или дом. Интерпретация рисунков такого рода — процедура, отработанная в практике психодиагностики, позволяющая с достаточной полнотой представить личностные особенности и состояние ребенка [2, 3, 6, 7]. Иногда дети не могли самостоятельно найти тему для рисунка и обращались за помощью к психологу. В этих случаях предлагалось
Стр. 35
нарисовать человека *. Более сложными были ситуации, когда ребенок вообще отказывался рисовать, предпочитая лепку. В этих случаях диагностика оказывалась более поверхностной в силу технических особенностей лепки. Во всяком случае, стандартизированная процедура интерпретации вылепленных фигур автору неизвестна.
В ходе и после выполнения рисунка ребенку задавались вопросы (в зависимости от изображения): «Кто это? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается?» и т. д.; «Где стоит этот дом? Кто в нем живет? Что это за дерево? Где оно растет — одно или в лесу? Живут ли рядом люди?» и т.д.
Если ребенок в ответах развивал содержание рисунка, ему предлагалось дополнить изображение, что часто давало информацию о том, как клиент осознает себя в социуме, в семейной ситуации. Разумеется, если ребенок перенес гибель близких, мы не выходили на разговор о его семье и не просили нарисовать ее, но в ряде случаев дети сами начинали развивать эту тему.
Рисунок терапевт просил «на память», и в дальнейшем он служил ориентиром для диагностики динамики состояния ребенка.
Дальнейший ход работы зависел от конкретных проблем клиента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.