6. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
7 Милтс А. А. Гармоническое и дисгармоническое в личности. Рига, 1981.
Стр. 141
8. Налчаджян А. А. Социально психическая адаптация личности. Ереван, 1988.
9. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М, 1981
10. Coan R. W. Hero, artist, sage, or saint? N. Y. 1977.
11. Holliday S. G., Chandler M. I. Wisdom: Explorations in adult competence. Basel, 1986.
12. Hrnjica S. Zrelost licnosti. Beograd, 1982.
13. Martin D. G. Personality: Effective and ineffective. Monterey, 1976.
14. Russell B. The conquest of happiness. London, 1978.
15. Schullz D. Growth psychology: Models of the healthy personalily. N. Y., 1977.
А. Я. Варга
ПСИХОДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
БЕЗ АНОМАЛИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Семейному психологу-практику часто приходится сталкиваться с отклонениями поведения здоровых детей. Как правило, на детское неблагополучие жалуются родители, обращающиеся за психологической помощью. Семья — целостная система (6), и психологическое неблагополучие ребенка свидетельствует об общем семейном психологическом нездоровье. Поэтому психологическая коррекция таких случаев требует диагностики взаимоотношений во всей семье, родительского отношения к ребенку и психодиагностики самого ребенка. Рассматривая основные типы отклонений детского поведения и их признаки, следует отметить, что они в большой мере условны, так как вырывают ребенка из семейного контекста, но, тем не менее, такая психодиагностика необходима как начальный этап исследования семьи. Практика работы с семьей (3, 5) показывает важность и эффективность техники следования запросу обратившихся за психологической помощью. Родители, как правило, не связывают детские проблемы с проблемами всей семьи. Форсирование степени осознанности своих истинных трудностей вызывает сопротивление у членов семьи и делает работу психолога малоэффективной Именно поэтому работу с такого рода случаями стоит начинать с психодиагностики проблем ребенка Цель такой психодиагностики — определить конкретное содержание психологического неблагополучия ребенка, выяснив тем самым и степень обоснованности жалоб родителей.
Проблема постановки психологического диагноза сама по себе достаточно сложна. Как всякая задача на распознавание,
Стр. 142
она для своего успешного решения требует определенного, по возможности более полного, набора эталонов. Но если, например, в психиатрии этот набор эталонов в виде нозологической классификации психических заболеваний и их признаков разработан достаточно подробно, то в клинической психологии он только устанавливается и эталоны описаны далеко неполно. Более того, не всегда однозначно решается задача специфичности психиатрических и психологических эталонов. Например, некоторые клинические психологи (8) пользуются психиатрической классификацией и таким образом отличаются от психиатров только методами работы с обращающимися за помощью.
Психологическая диагностика сама по себе обладает рядом особенностей. «Сущность медицинского диагноза — распознавание общего, абстрактного (болезни) в конкретном — обследуемом индивиде Психологический диагноз отличается рядом особенностей: а) объект психодиагностического обследования — непрерывные психические величины, которые не имеют жестких границ между нормой и патологией; б) совокупность отклонений не носит характера строгих нозологических категории (здесь информативны типичные сочетания изменений признаков. Сущность психологического диагноза — акт отнесения наблюдаемых отклонений к определенному типу психолого-поведенческих отклонений); в) психологический диагноз имеет дело с взаимосвязями разной природы, детерминацией поведения со стороны различных уровней и сфер психического; г) психологический диагноз может быть поставлен с различной степенью глубины и широты; д) психологический диагноз не может относить обследуемого индивида к определенной классификационной категории, не присваивая ярлык; е) нет однозначной связи между психологическим диагнозом и прогнозом» (2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.