Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 87

6. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

7 Милтс А. А. Гармоническое и дисгармоническое в личности. Рига, 1981.

Стр. 141

8. Налчаджян А. А. Социально психическая адаптация лично­сти. Ереван, 1988.

9. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М, 1981

10. Coan R. W. Hero, artist, sage, or saint? N. Y. 1977.

11. Holliday S. G., Chandler M. I. Wisdom: Explorations in adult competence. Basel, 1986.

12. Hrnjica S. Zrelost licnosti. Beograd, 1982.

13. Martin D. G. Personality: Effective and ineffective. Monterey, 1976.

14. Russell B. The conquest of happiness. London, 1978.

15. Schullz D. Growth psychology: Models of the healthy personalily. N. Y., 1977.

А. Я. Варга

ПСИХОДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

БЕЗ АНОМАЛИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Семейному психологу-практику часто приходится сталки­ваться с отклонениями поведения здоровых детей. Как прави­ло, на детское неблагополучие жалуются родители, обращаю­щиеся за психологической помощью. Семья — целостная си­стема (6), и психологическое неблагополучие ребенка свиде­тельствует об общем семейном психологическом нездоровье. Поэтому психологическая коррекция таких случаев требует диагностики взаимоотношений во всей семье, родительского отношения к ребенку и психодиагностики самого ребенка. Рассматривая основные типы отклонений детского поведения и их признаки, следует отметить, что они в большой мере ус­ловны, так как вырывают ребенка из семейного контекста, но, тем не менее, такая психодиагностика необходима как началь­ный этап исследования семьи. Практика работы с семьей (3, 5) показывает важность и эффективность техники следова­ния запросу обратившихся за психологической помощью. Ро­дители, как правило, не связывают детские проблемы с проб­лемами всей семьи. Форсирование степени осознанности сво­их истинных трудностей вызывает сопротивление у членов семьи и делает работу психолога малоэффективной  Именно поэтому работу с такого рода случаями стоит начинать с пси­ходиагностики проблем ребенка Цель такой психодиагностики — определить конкретное содержание психологического неблагополучия ребенка, выяснив тем самым и степень обос­нованности жалоб родителей.

Проблема постановки психологического диагноза сама по себе достаточно сложна. Как всякая задача на распознавание,

Стр. 142

она для своего успешного решения требует определенного, по возможности более полного, набора эталонов. Но если, напри­мер, в психиатрии этот набор эталонов в виде нозологической классификации психических заболеваний и их признаков раз­работан достаточно подробно, то в клинической психологии он только устанавливается и эталоны описаны далеко непол­но. Более того, не всегда однозначно решается задача специфичности психиатрических и психологических эталонов. На­пример, некоторые клинические психологи (8) пользуются психиатрической классификацией и таким образом отличают­ся от психиатров только методами работы с обращающимися за помощью.

Психологическая диагностика сама по себе обладает ря­дом особенностей. «Сущность медицинского диагноза — рас­познавание общего, абстрактного (болезни) в конкретном — обследуемом индивиде  Психологический диагноз отличается рядом особенностей: а) объект психодиагностического обсле­дования — непрерывные психические величины, которые не имеют жестких границ между нормой и патологией; б) совокупность отклонений не носит характера строгих нозологиче­ских категории (здесь информативны типичные сочетания из­менений признаков. Сущность психологического диагноза — акт отнесения наблюдаемых отклонений к определенному ти­пу психолого-поведенческих отклонений); в) психологический диагноз имеет дело с взаимосвязями разной природы, детер­минацией поведения со стороны различных уровней и сфер психического; г) психологический диагноз может быть постав­лен с различной степенью глубины и широты; д) психологи­ческий диагноз не может относить обследуемого индивида к определенной классификационной категории, не присваивая ярлык; е) нет однозначной связи между психологическим диагнозом и прогнозом» (2).