Хотя мы старались сделать обе игры равными для детей по внешней привлекательности, наличию соревновательного момента, необходимости взаимодействия детей в игре без вмешательства взрослого и т. д., уравнивание игр могло быть только относительным. На выбор игры и при этих условиях могли влиять те или иные факторы, не имеющие отношения к интересующей нас проблеме (знакомство с подобными играми в прошлом; мотивация избегания неуспеха или получения поощрения, являющаяся внешней по отношению к содержанию игр и т. п.).
С целью уменьшить возможность влияния внешней мотивации при выборе игры, в инструкции, дававшейся перед началом выбора, экспериментатор не подчеркивал того, что в шансовой игре выигрыш или проигрыш случаен, а в игре с познавательным содержанием вся ответственность ложится на ребенка. Кроме того, после игры со всеми испытуемыми проводилась индивидуальная беседа. В ее ходе выяснилось, почему ребенок выбрал именно эту игру, чем она ему понравилась, есть ли у него такая дома, какие игры он чаще выбирает: где нужно думать или где все зависит от случая; не боялся ли он проиграть, выбрав другую игру.
По данной методике нами было обследовано 48 детей 6 летнего возраста, посещающих детский сад № 515 г Москвы. Результаты были следующие 20 детей (41,7%) выбрали игру с
Стр. 47
познавательным содержанием, это дети с познавательной направленностью; 20 детей (41,7%) выбрали шансовую игру, это дети, у которых не выявлена познавательная направленность; у 8 детей (16,6%) при выборе игры с познавательным результатом, по данным беседы, обнаружилась внешняя мотивация. Последнюю подгруппу мы также отнесли к группе детей, не обнаруживших познавательной направленности.
Мы посчитали необходимым проверить достоверность полученных данных, сравнив их с независимыми показателями познавательной направленности детей. Для этого нами было проведено анкетирование четырех воспитателей, работавших в группах, где проводилось обследование. Воспитателям предлагалось оценить каждого ребенка по четырехбалльной системе по трем критериям, характеризующим познавательную деятельность: активность на занятиях, умственное развитие, любознательность. Для того чтобы избежать расхождения в понимании воспитателями значения оценок, мы предлагали расшифровку содержания баллов по каждому нижеприведенному критерию.
I. Активность на занятиях:
1 — отвечает только в том случае, если его спросить, и то не всегда;
2 — редко сам поднимает руку, недостаточно активен;
3 — часто поднимает руку, но если его спросить, отвечает не всегда;
4 — постоянно поднимает руку, рвется отвечать.
II. Умственное развитие:
1 — несообразительный, неразвитый ребенок, знания крайне бедные;
2 — ребенок неглупый, однако знания скудные, недостаточно сообразителен;
3 — развит в пределах своего возраста;
4 — относится к самым развитым, умным детям группы.
III. Любознательность:
1 — практически ничем не интересуется, нет желания узнать что-либо новое;
2 — с интересом воспринимает новую информацию, однако сам активности не проявляет, почти никогда ни о чем не спрашивает;
3 — любит слушать о неизвестных ему явлениях, событиях, людях и т. д., иногда сам задает вопросы;
4 — хочет как можно больше узнать, буквально забрасывает вопросами.
Воспитателям предлагалось заносить свои оценки в таблицу.
Полученные оценки суммировались и подсчитывалась статистическая достоверность различий между оценкой воспитателями познавательной деятельности детей, выбравших игру с
Стр. 48
познавательным содержанием и шансовую игру. Средняя оценка воспитателями детей, выбравших игру с познавательным содержанием, равнялась 2,98; средняя оценка детей, выбравших шансовую игру, — 2,23 (P< 0,001). Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты методики выбора игры не случайны и объективно отражают имеющиеся различия между детьми.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.