Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 24

В этих случаях наряду с включением детей в групповые формы работы (применительно к детям 12—14 лет это была в основном работа в парах), мы использовали как форму сим­волического отреагирования сочинение историй, сопровождав­шееся рисунками. При необходимости психолог вмешивался в ход сочинения, направляя сюжет таким образом, чтобы персо­наж, с которым идентифицировался клиент, имел возможность выбора линии поведения в ситуации, аналогичной (но не яв­но) реальной жизненной ситуации ребенка. В ряде случаев использовался прием совместного сочинения истории двумя детьми при переходе ведущей роли от одного к другому по команде психолога.

Ниже мы опишем два случая, иллюстрирующих примене­ние различных форм этого приема.

Рома У., 13 лет. Мальчик из Ленинакана. Во время траге­дии погибла бабушка — эмоционально наиболее близкий член семьи. На консультацию пришел самостоятельно, по своей инициативе включившись в группу детей дошкольного и млад­шего школьного возраста, занимавшихся совместной деятель-

* Разумеется, рисунки служили не единственным материалом, на который мы опирались в ходе работы с клиентом. Однако данные бе­сед и наблюдения в ходе работы подтверждают целесообразность ис­пользования рисунков в аналогичных случаях.

Стр. 39

ностью под руководством психолога. Как во время этой дея­тельности, так и при беседе с психологом в этот день был внеш­не эмоционально ригиден, депрессивен. Обращало на себя вни­мание маскообразное выражение лица. В контакт с другими детьми не вступал.

По предложению психолога сделал рисунок на свободную тему. На рисунке, выполненном в основном в черном и корич­невом цветах, был изображен дом с четко прорисованной печью и трубой, вынесенными за пределы помещения. Дверь дома закрыта, дым из трубы не нарисован. Рядом с домом — дере­во, под ним — человек, нарисованный достаточно схематично. Основа рисунка — слабо прорисованный слой травы (цвет ед­ва намечен). В ответ на предложение рассказать о человеке, изображенном на рисунке, изложил долгую и печальную исто­рию о старике, «любившем природу и вообще животных» и жившем в лесу в одиночестве, так как его не принимали и не понимали родные, особенно сын, который жил в городе и то не отпускал отца в лес, то не пускал к себе в дом. Особая ли­ния рассказа — взаимоотношения старика и пойманного им зайчонка, которого он хотел сделать своим другом. История заканчивается смертью старика, так и не понятого сыном.

В этом рассказе очевидна проекция семейных отношений, однако мы не имели возможности анализировать эту сферу жизни Ромы. Очевидно также его ощущение общей изоляции, одиночества, отсутствия на данный момент близких контактов. Это подтвердилось как данными бесед, так и наблюдениями (практически все дни нашей работы в консультационном цен­тре Рома проводил недалеко от кабинета, радуясь любой воз­можности общения с нами).

Дальнейшая работа с Ромой заключалась во включении его в совместную деятельность со сверстниками и развитии от­дельных элементов сочиненной им истории в направлении оп­тимистического финала («давай представим, что было бы, ес­ли бы в тот момент...»), а также в сочинении новых историй, с включением элементов юмора.

Совместная деятельность, в которую включался Рома, осу­ществлялась с двумя партнерами, один из которых (Лиана, 13 лет) также была нашим клиентом и обратилась с жалоба­ми на затруднения в установлении контакта и его развитии с незнакомыми людьми, а другой — единственный, с кем у Ро­мы сложились приятельские отношения в Ереване (Эдгар, 10 лет) был специально привлечен нами в терапевтических целях. Совместное сочинение историй осуществлялось в паре Рома — Эдгар и сопровождалось иллюстрированием. В проти­воположность Роме Эдгар был постоянно стеничен, эмоциональ­но и интеллектуально пластичен, обладал выраженным актив­ным чувством юмора. Историю начал сочинять Рома (она была

Стр. 40