Такие дети с трудом выполняют требования учителя, остро реагируют на свои ошибки и неудачи, ждут и требуют к себе постоянного позитивного внимания. Они не могут скрыть завистливого недовольства, когда кто-то из сверстников получает заслуженную похвалу учителя.
Приведем некоторые типичные наблюдения за учебной деятельностью этих детей.
Миша Г. (6,8) отказывается выполнять учебное задание, если кого-то из сверстников похвалили. Он передразнивает учи теля, зло повторяет: «Наташа научилась хорошо сидеть». Недовольно смотрит на ребенка. Говорит ему обидные слова:
«Соколиха! Соколиха! Губастая!» Выражение лица мрачное. Раскачивается на стуле. Замечание учительницы вызывает у Мишы слезы. Плачет. Успокаивается, как только учительница уделила ему внимание, но к занятиям приступает не сразу, еще какое-то время продолжает раскачиваться.
Юля Ш. (6,9). Выполнив задание, с удовлетворением рассматривает свою работу. Направляет взгляд на учительницу, которая занимается другим ребенком Наблюдает за ней. Наконец, учительница оценивает работу Юли. Она делает поправки красной настои, объясняя Юле недостатки ее работы. Затем побуждает Юлю переделать задание. Юля недовольна. Она откидывается на спинку стула, сунув большой палец руки в рот. Переделывать задание не желает. На замечание учительницы: «Юля, ты так ничему не научишься», — тяжело сопит, заливается слезами.
Иногда эмоционально неустойчивые дети бросаются на пол, бьются о пол, кричат. Затем переходят в некое состояние, внешне похожее на кататоническое: вдруг отрешаются от всего вокруг и замирают. В ситуации неуспеха для них является типичным раскачивание туловища. Нередки случаи, когда эти, дети залезают под парту или начинают расхаживать по классу.
Учитель не может постоянно уделять внимание индивидуально каждому ребенку. Поэтому обостренно переживаемая им потребность в ощущении положительных эмоций со стороны взрослого не может быть реализована на уроке. К тому же у маленьких школьников нет еще навыков, позволяющих полноценно выполнять указания учителя. Поэтому неизбежны ошибки и неудачи, ведущие к депривации реализации потреб-
Стр. 57
ности в признании. Это и является главной трудностью нового процесса адаптации.
Как видно из наблюдений, аффективные, эмоционально неустойчивые дети привыкают к школе очень тяжело. Их поведение часто приобретает аффективную окраску. Для учителя — это самые трудные дети.
Обратимся теперь к анализу пассивного поведения детей, лишенных родительского попечительства. Как видно из таблицы, у дошкольников этот тип поведения доминирует (35%). В младшем школьном возрасте такой тип социального поведения несколько уменьшается.
У пассивных детей реакции на воздействия воспитателя заторможены. Им надо долго втолковывать, что от них требуется в тот или иной момент. Их реакции на события и ситуации обыденной жизни также заторможены. В играх со сверстниками эти дети не претендуют на лидерские роли. Особого эмоционального восторга в игре не проявляют. Приведем типичный пример.
Маша С. (7,2) безропотно принимает отведенную ей роль «больной». «Врач» (ее сверстница Таня С.) приказывает: «Ложись, Маша, будем измерять температуру», «Ложись на животик, будем ставить банки». Маша не может быстро и точно выполнить указание «врача». Она неловко ложится на бок. «Врач» возмущается, грубо обзывает «больного»: «Дура! Ж...!» Маша без возмущения старается выполнить приказание.
Пассивных детей, так же как и аффективных, эмоционально неустойчивых, мы считаем «трудными». Дети с пассивным поведением, в отличие от аффективных, чаще всего не мешают воспитателю. Однако они испытывают внутренние трудности и тоже нуждаются в помощи.
Ознакомление с анамнезом семьи и ретрореснективная рефлексия позволили выявить условия психического развития исследуемых детей. Исходя из судебных заключений о лишении родительских прав, было установлено, что почти 55,5% детей воспитывались в семье, где оба родителя, а нередко и ближайшие родственники вели антиобщественный образ жизни, злоупотребляли спиртными напитками, устраивали скандалы, драки в присутствии малолетних детей. В ряде случаев наблюдались ситуации, когда детей учили неприличным словам, запугивали, били, давали спиртное.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.